Кого боится Рахмонов?
Нигора Бухари-заде, Дарья Брянцева, Немецкая Волна, Фокус 21.03.2004
В Таджикистане не за горами выборы: парламентские - в 2005 году, президентские - в 2006. Их приближение чувствовалось особенно в последние дни, когда на политической арене страны начал активно проявлять себя новый игрок - партия «Тарраккиет» (Партия развития). И не заметить ее появления было просто невозможно.
Эта партия, насчитывающая, кстати, уже несколько тысяч членов, до сих пор не зарегистрирована в министерстве юстиции, хотя все документы, необходимые для этого, согласно законодательству, у объединения есть. В знак протеста против позиции Минюста незарегистрированные партийцы объявили голодовку. В прошедшую субботу они ее прекратили, зато поставили общественность перед фактом, что собираются в связи с создавшейся ситуацией обращаться за поддержкой в Гаагский международный трибунал. Подробнее обо всем - в материале нашей корреспондентки Нигоры Бухари-заде:
«В Таджикистане, похоже, обостряется конфликт между незарегистрированной Партией развития (ПРТ) и властями. В знак протеста против затягивания процедуры регистрации устава партии Минюстом её активисты намерены требовать от президента отставки министра юстиции Халифабобо Хамидова. Одновременно руководство партии готовит иск в суд на противозаконные действия Минюста. Вернее, на его бездействие, поскольку уже четвёртый месяц это ведомство, не объясняя причин и не отвечая на запросы руководителей ПРТ, тянет с её регистрацией. Поданные партией в декабре прошлого года документы, согласно закону «О политических партиях», Минюст обязан был рассмотреть в месячный срок. Говорит зампредседателя ПРТ Рустам Файзиев:
«Мы - группа членов партии - будем требовать отставки министра юстиции. Если и это не подействует, мы будем использовать другие способы воздействия на правительство в рамках существующего законодательства. Мы обратимся в суд на министерство юстиции, но уже не в соответствии с законом «О политических партиях», а в соответствии с законом «Об обращениях граждан».
В общей сложности тяжба Партии развития с Минюстом длится уже более трёх лет. Доведённые произволом чиновников до крайних мер, её члены решили перейти к открытой борьбе. За последние два месяца ПРТ для решения вопроса легализации своей деятельности неоднократно выступала с заявлениями в адрес правительства и международных организаций, письменно обращалась к президенту, пыталась организовать в центре Душанбе митинг протеста. Реакции со стороны правительства не последовало. Четверо членов партии 12 марта начали политическую голодовку. А через неделю после этого партия выступила с ещё одним заявлением, в котором объявила себя «конструктивной оппозицией». По словам Файзиева, они понимали, что голодовка не решит вопроса с регистрацией, но это и не было основной целью акции протеста:
«Цель этой голодовки - привлечение внимания общественности к существующей проблеме. Мы должны были прорвать информационную блокаду, которая существовала вокруг нашей партии. И мы эту блокаду прорвали».
Чем же так не угодила Партия развития таджикским властям? Сами руководители ПРТ считают, что основная причина затягивания её регистрации - желание правящей Народной демократической партии «сузить круг своих потенциальных конкурентов» в преддверии парламентских выборов 2005-го года. У партии президента сейчас их (конкурентов) пятеро, и 6-ой совсем не нужен. Ведь даже не будучи зарегистрированной, Партия развития уже насчитывает более 13-ти тысяч членов и десятки тысяч сторонников. Однако, по мнению некоторых наблюдателей, власти больше обеспокоены возможностью участия Партии развития, а точнее её лидера Султона Кувватова, в президентских выборах. Выходец из Куляба и земляк нынешнего президента, Кувватов может стать ему реальным соперником на выборах 2006-го года. Уже сегодня он весьма популярен в самой крупной - Хатлонской области Таджикистана и способен увести у правящей партии значительную часть электората. Такое мнение в интервью «Немецкой волне» высказал председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров:
«Эта партия не представляет никакой опасности в плане парламентских выборов. Даже если она будет зарегистрирована, она не сможет участвовать в этих выборах, потому что уже готовится проект закона, по которому в выборах может участвовать только та партия, которая зарегистрировалась не менее чем за год до них. Такие изменения и дополнения вносятся. Но эта партия может представлять определённую опасность на президентских выборах, потому что по своему составу эта партия, в основном, представляет Хатлонскую область, точнее, кулябскую группу районов. Действующей власти не выгодна регистрация этой партии, потому что это внесёт определённый раскол среди сторонников нынешней власти. Политическую монополию хотят установить именно на этой территории - в Хатлонской области. А появление лидера кулябского происхождения со своей партией внесёт неопределённость в судьбы избирателей, потому что Султон Кувватов пользуется достаточной популярностью, и за него будет голосовать там много населения. Этот аспект учитывается и властными структурами».
Как говорят некоторые политики, симпатия населения к фигуре Султона Кувватова вполне закономерна. Бывший руководитель управления МВД по борьбе с организованной преступностью, а затем глава Налогового комитета, Кувватов в годы гражданского противостояния не участвовал в боевых действиях, а лишь выполнял свои служебные обязанности, сохранив, тем самым, в глазах общественности доброе имя и репутацию честного и принципиального человека. Теперь, когда Партия развития решила публично отстаивать свои права и пошла на открытый конфликт с властями, рейтинг Кувватова и его соратников может вырасти ещё больше. И, видимо, это уже происходит. По словам Рустама Файзиева, за последнюю неделю только в душанбинский штаб Партии развития поступило около десятка обращений от граждан, в которых они выразили желание стать членами этого политического объединения».