ИРАН ПУГАЕТ США ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Дмитрий Багиро, "Политком.ru"
24 мая министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази в очередной раз отверг - как необоснованные инсинуации - заявления официальных представителей Вашингтона о намерении Тегерана создать ядерное оружие. Креме того, министр подчеркнул, что всеобъемлющий доклад о ядерных программах Ирана, переданный на днях МАГАТЭ, свидетельствует о мирных намерениях страны, и выразил надежду, что после июньского заседания Совета управляющих МАГАТЭ "иранское досье" будет закрыто, а отношения Исламской Республики с Агентством примет обычный плановый характер.
Одновременно Камаль Харрази не исключил, что на предстоящем заседании США снова будут предпринимать усилия, направленные на оказание давления на Иран, и в этой связи напомнил, что в случае провала иранских ядерных программ ощутимый экономический ущерб будет нанесен не только его стране, но и ее европейским партнерам. Это заявление руководителя внешнеполитического ведомства Ирана стало ответом на постоянные атаки со стороны Вашингтона и намерение США обсудить вопрос об иранских ядерных программах на заседании СБ ООН.
Подобные заявления с известной периодичностью озвучиваются официальными представителями администрации Джорджа Буша. Об этом в частности говорил 20 мая в ходе своего визита в Москву заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасностью Джон Болтон, безапелляционно заявивший, что "Иран принял стратегическое решение заполучить ядерное оружие", и посоветовавший иранскому руководству взять пример с Ливии, которая "встала на путь исправления" и отказалась от хранения оружия массового уничтожения.
Поскольку все хорошо помнят, чем закончились обсуждения иракских ядерных программ на заседаниях СБ ООН, беспокойство иранского руководства выглядит вполне оправданным. Между тем, в иранском обществе наблюдается рост негативных эмоций в отношении США и других стран антииракской коалиции. Проходившие в Тегеране всю прошлую неделю акции протеста против действий коа лиционных сил в Ираке уже вылились в массовые беспорядки с применением оружия. 23 мая агрессивно настроенным демонстрантам, которые все неделю требовали выдворения из Ирана посла Великобритании, удалось потеснить кордоны полиции, забросать территорию посольства камнями и даже предпринять попытку прорыва в здание посольства.
Примечательно, что все это происходит на фоне все более резких заявлений официального Тегерана в связи с событиями, происходящими в соседнем Ираке. За несколько часов до начала демонстрации представитель министерства иностранных дел Ирана Хамид Реза Азефи озвучил официальную позицию руководства Ирана, выступающего за вывод оккупационных войск из Ирака и "передачу управления страной действительным представителям иракского народа".
Осудив политику США в отношении Ирака, Азефи подчеркнул, что вывод войск коалиции является необходимым условием для наведения порядка в этой стране, поскольку именно присутствие оккупационных сил стало основанием для дестабилизации обстановки и отсутствия безопасности в этой стране. В заключении Азефи обвинил США в том, что в последнее время "вся их стратегия базировалась на лжи, ставшей основополагающим принципом американской внешней политики". В этом заключительном пассаже явно просматривается намек на позицию США в отношении "иранского ядерного досье".
Еще один штрих к настроениям иранцев добавляет скандал, начавшийся в связи с обвинениями в шпионаже в пользу Ирана, выдвинутыми американской администрацией против бывшего члена Временного управляющего совета Ирака Ахмада Чалаби. Вся история с Чалаби вообще выглядит весьма странно, особенно если учесть, что обвинения в шпионаже были публично озвучены уже после обыска в его доме и сенсационной пресс-конференции Чалаби, на которой он заявил, что прекращает сотрудничество с американской администрацией и выходит из Временного управляющего совета Ирака.
Комментируя этот скандал, все тот же официальный представитель иранского МИДа Хамид Реза Азефи признал, что Иран вел "продолжительный и постоянный диалог" с Ахмадом Чалаби, но категорически отверг обвинения в том, что иранские власти получали от Чалаби секретную информацию. По словам Азефи, который, несомненно, выражал официальную позицию Тегерана, эти необоснованные и беспочвенные обвинения были выдвинуты США исключительно для того, чтобы "отвлечь внимание от скандала вокруг издевательств американских военных над иракскими пленными".
Неделей ранее глава МИД Ирана Камаль Харрази осудил действия вооруженных сил США в иракских городах Эн-Наджаф и Кербела и особо подчеркнул, что исламский мир крайне встревожен насилием американцев против мирных иракцев и варварским применением тяжелого оружия против мусульманских святынь в Ираке, подчеркивающих неуважительное отношении коалиции к иракским священным местам и сооружениям.
В общем, можно сказать, что отношение Ирана к происходящим в Ираке событиям становится все более резким. В известном смысле почву для ужесточения позиции Ирана создали итоги парламентских выборов, прошедших в феврале этого года и закончившихся убедительной победой консервативных сил. Этой победе предшествовало мощное наступление консерваторов на реформистов, завершившееся их фактическим отлучением от участия в выборах.
Столь явно реакционный сдвиг произошел в ответ на откровенное давление на руководство Ирана со стороны вашингтонской администрации, пришедшее на смену неловким заигрываниям США с иранскими реформаторами. Причем точкой перелома стало начало военной операции на территории Ирака. Так стоит ли удивляться, что теперь, когда американские военные начали громить шиитские святыни Ирака, а мировые СМИ тиражируют гнусные фотографии, свидетельствующие о пытках в иракских тюрьмах, на улицы Тегерана вышла перевозбужденная этими новостями толпа, вожаки которой, в общем-то, выражают позицию иранского руководства?
Здесь будет уместно напомнить, что на протяжении последних 20 лет именно Иран выступал в роли главного борца с западным образом жизни и чуждыми для мусульман западными ценностями. И взгляды эти разделяет значительная часть иранского населения. В этом контексте потасовка у ворот британского посольства не может не вызвать ассоциаций с событиями ноября 1979 года, когда в самом начале исламской революции такая же толпа ворвалась в посольство США в Тегеране и захватила в заложники 40 американских дипломатов.
25.05.04