В столице Узбекистана завершился саммит ШОС
Людвиг Гибельгаус, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА, 17.06.2004
"Демократия как элемент стабильности не обсуждалась"
Главным результатом нынешнего саммита стала Ташкентская декларация Шанхайской Организации Сотрудничества, в которой определены стратегические задачи ШОС на ближайший период. Кроме того, стороны подписали ещё 9 документов. Следующее заседание Совета пройдет в Казахстане - соответственно и председательство в организации перешло к этой стране. Кроме того, Монголия сделала заявку на получение статуса наблюдателя при ШОС и эта просьба была удовлетворена. За ходом мероприятия наблюдал наш корреспондент Юрий Черногаев. Передаём ему слово:
В новой декларации ШОС подробно перечислены все составляющие сотрудничества между странами-членами организации - от экономической до военно-технической. Об экономической стороне Ислам Каримов сказал следующее:
Все более актуальное значение приобретает привлечение в регион иностранного капитала и инвестиций. В первую очередь , российского и китайского капитала.
Председатель КНР Ху Цзиньтао поддержал это мнение и подчеркнул, что слова у него не расходятся с делом, сообщив, что его страна выделила ШОС льготный кредит на 900 миллионов долларов. Хамид Карзай после этого заявил, что его государство «очень хочет сотрудничать с ШОС». Форму такого сотрудничества предложил Владимир Путин, которого поддержал Ислам Каримов:
Думаю, заслуживает самого серьезного внимания предложение , высказанное президентом России Владимиров Путиным о создании контактной группы ШОС в Афганистане.
Однако Эмомали Рахмонов указал на следующую проблему, неразрывно связанную с Афганистаном:
После начала антитеррористической операции в Афганистане, по оценкам ООН, в 3 раза увеличилось производство и распространение наркотиков. Таджикистан из-за этого очень страдает.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что ШОС в этой связи есть чем заняться:
В Ташкенте открылся Региональный антитеррористический Центр, чтобы можно было работать превентивно. Вторым шагом будет сотрудничество спецорганов.
А Ислам Каримов даже предложил ввести понятие «зона ответственности ШОС». Теперь Шанхайская организация сотрудничества имеет рабочие органы, программу и целый десяток регулирующих ее работу документов. Дипломаты в регионе активно обсуждают перспективы этой организации, тем более что в Ташкентской декларации отмечено стремление ШОС сотрудничать с ЕС. Вот что по этому поводу в интервью «Немецкой волне» сказал в четверг временный поверенный в делах Германии в Узбекистане Курт Штекль- Штильфрид:
Центральная Азия - это регион , который по разным причинам для нас является очень значимым. Лично я желаю, чтобы сотрудничество стран ШОС стало успешным и принесло народам региона такую же пользу, какую ЕС приносит нам. И во-вторых, как вы знаете, Германия оказывает поддержку Афганистану в формировании стабильного политического будущего и делает большие инвестиции туда. То, что президент Узбекистана пригласил сюда афганского лидера показывает, что вопросы безопасности являются очень важными для этого региона и представить себе надёжную безопасность без Афганистана просто невозможно.
В то же время независимые наблюдатели отмечают, что вопросы развития демократии и укрепления гражданского общества на саммите вообще не обсуждались. Кроме того, лидерам стран-участниц не удалось скрыть и некоторые имеющиеся между ними противоречия. Вот что рассказал «Немецкой Волне» присутствовавший на встрече известный российский журналист Аркадий Дубнов:
На мой взгляд, самым примечательными деталями закончившегося сегодня в Ташкенте саммита ШОС была полемика между президентам Таджикистана и Узбекистана с одной стороны, а с другой - то, что отсутствовало на саммите. Но начнем с этого. На саммите ШОС в Ташкенте говорили об очень многих проблемах: о борьбе с терроризмом, с наркотрафиком, о помощи Афганистану, об экономическом сотрудничестве как гарантии стабильности региона. Но ни слова не было сказано ни одним из лидеров шестерки о демократии как элементе стабильности, необходимом для поступательного движения этих стран к процветанию. Это очень характерно, как мне кажется, и в этом я вижу одну из самых важных особенностей закончившегося сегодня саммита. И второе. Очень любопытна полемика между Эмомали Рахмоновым и Исламом Каримовым. Президент Таджикистана, когда говорил о борьбе с терроризмом, отмечал, что нужно бороться не только с проявлениями терроризма самими по себе, а нужно искать и уничтожать причины, порождающие терроризм - безработицу и нищету. А Ислам Каримов, как бы отвечая и отвлекаясь от текста, написанного заранее, сказал что, может быть нужно бороться с нищетой и безработицей, но в первую очередь нужно бороться с центрам терроризма, которые занимаются зомбированием людей и подпитывают финансами их борьбу. Я считаю примечательным, что Ислам Каримов по-прежнему уходит от вопроса, касающегося происхождения терроризма в его стране. Эта проблема была поставлена в Узбекистане особенно остро последними терактами в Ташкенте и Бухаре.
Ещё более критично высказался по этому поводу заместитель председателя Международной группы по предотвращению кризисов Дэвид Льюис:
Борьба с терроризмом очень важна, но ещё важнее, чтобы такие страны как Узбекистан и Китай осознали, что подпитывает истоки терроризма, почему это зло смогло пустить корни в регионе. К сожалению, внутренняя политика многих государств Центральной Азии лишь способствовала распространению религиозного экстремизма. Терроризм невозможно искоренить, пока острые внутренние проблемы, например Узбекистана, не будут решены. И очень важно, чтобы страны-члены Шанхайской Организации Сотрудничества рассматривали проблему борьбы с терроризмом выходя за рамки чисто практических мер по усилению безопасности.