Госслужащих Киргизии «ограничили»
Виталий Катаргин, Дарья Брянцева, Немецкая Волна, 30.06.2004
Парламент принял законы «О госслужбе» и «Об обязательном декларировании доходов высших должностных лиц»
Итак, законы, призванные обеспечить прозрачность деятельности исполнительной ветви власти и повысить эффективность борьбы с коррупцией в госорганах, парламент Киргизии принял. Однако многие политические и общественные деятели страны сомневаются в том, что эти меры действительно приведут к каким-либо позитивным сдвигам. Чем вызваны эти сомнения?
Наш бишкекский корреспондент Виталий Катаргин передает:
«Принятый киргизскими депутатами Закон «О государственной службе» регламентирует правовой статус госслужащих, процедуры назначения, а также персональную их ответственность.
В том, что сегодня в системе государственного управления царит беспорядок признался сам заместитель руководителя администрации президента республики Болот Джанузаков. Выступая в парламенте, он отметил, что сейчас любой новый руководитель в ведомстве начинает «махать метлой», чтобы расчистить поле для своих друзей, товарищей, земляков и сородичей. В итоге практически при каждом новом назначении повсеместно меняется и весь состав той или иной структуры:
«Мы обязаны искоренить порочную традицию землячества и принципы поклонения родоплеменным отношениям при формировании кадровой политики», - сказал Джанузаков.
Согласно принятому закону, для эффективной деятельности госаппарата предполагается создание Уполномоченного органа по государственной службе, куда войдут представители от всех ветвей власти. Возможно, это будет либо национальная комиссия, либо агентство. В любом случае этот уполномоченный орган станет назначать госсекретарей, которые отныне будут в каждом ведомстве. Должность госсекретаря будет постоянной и даже несменяемой при отставке всего правительства, ей придается статус первого заместителя по кадровым вопросам.
Кроме того, парламент Киргизии принял закон о декларировании доходов. Согласно этому документу, все лица, занимающие высшие руководящие посты, теперь обязаны публиковать информацию о своих доходах. Таким образом, киргизстанцы смогут узнать, сколько зарабатывают президент или премьер-министр.
Все эти меры призваны обеспечить прозрачность деятельности исполнительной власти.
Однако многие политические деятели сомневаются в том, что они приведут к реальным переменам. Так, в беседе с корреспондентом «Немецкой Волны» депутат Асель Мамбеталиева подчеркнула, что в Киргизии много хороших законов, только вот на практике они соблюдаются далеко не все:
«Было бы глупо полагать, что с принятием этих двух законопроектов ситуация изменится коренным образом, и мы, к примеру, сможем снизить коррупцию», - сказала Мамбеталиева.
Вместе с этим почти все парламентарии приветствовали пункт, согласно которому набор на госслужбу будет проводиться исключительно на конкурсной основе. Многие при этом даже удивились, что инициатором законопроекта выступила Администрация президента Киргизии.
Однако заместитель председателя оппозиционной партии «Ар-Намыс» Эмиль Алиев в интервью Немецкой Волне отметил, что, по его мнению, это далеко не личная инициатива Аскара Акаева:
«Он был вынужден пойти на такой шаг под давлением международного сообщества и, в частности, доноров, благодаря которым экономика республики держится на плаву», - сказал Алиев.
Вместе с этим Эмиль Алиев подчеркнул, что система конкурсного отбора госслужащих, возможно, и станет действенной.
Правда, под Закон «О государственной службе» не попадают должности, назначаемые в соответствии с конституцией. То есть портфели главы правительства и руководителей всех министерств с одобрения парламента будет по-прежнему раздавать президент».
Разработка принятых законов, а также им подобных проектов, направленных на борьбу с коррупцией, в парламенте велась уже давно, - заявил в интервью Немецкой Волне один из лидеров киргизской парламентской оппозиции Омурбек Текебаев. Многие, по его словам, ожидали подобных мер, и уже давно:
«Подобные идеи и ранее выдвигались депутатами (в том числе - мной), но, к сожалению, тогда они не получили одобрения правительства и администрации президента».
Безусловно, оппозиция одобряет принятие законов, но сомневается в их эффективности. Омурбек Текебаев видит причину сомнений в том, что:
«У нас отсутствует политическая воля. Мною несколько лет назад был внесен законопроект о государственном контроле за соответствием доходов и расходов. НО, к сожалению, сегодня расходы как бы не объясняются. От чиновников не требуется, чтобы они объяснили, откуда у них те или иные средства, на какие деньги они проводят те или иные масштабные мероприятия. Разница госслужащих от других служащих и состоит в том, что государственные служащие берут на себя какие-то ограничения. Чтобы их нельзя было в чем-то заподозрить. Однако, ограничения эти в новом законе четко не прописаны. Принятый закон касается только так называемых административных должностей. Он не распространяется на членов правительства, судей, депутатов, президента. Ограничения, затрагивающие их, тоже должны быть прописаны».