CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

КЫРГЫЗСТАН: ВЛАСТЬ НАРОДУ ИЛИ ПРЕЗИДЕНТУ?

13 июля 2004

EURASIANET 13.VII.2004

КЫРГЫЗСТАН: ВЛАСТЬ НАРОДУ ИЛИ ПРЕЗИДЕНТУ?

Александр Тузов

Интервью Муратбека Иманалиева, председателя Партии справедливости и прогресса и бывшего министра иностранных дел Кыргызской Республики

В Кыргызстане началась подготовка к президентским и парламентским выборам 2005 г., и все большее внимание уделяется вопросу о том, каким образом президент Аскаром Акаевым собирается передать власть преемнику, которого будет избирать население страны. Акаев руководит государством с 1990 г., и сегодня он заявляет, что не собирается выставлять свою кандидатуру на переизбрание. В беседе с западными наблюдателями 59-летний президент сказал, что хотел бы использовать выборы следующего года для того, чтобы Кыргызстан послужил образцом демократического развития для всех стран региона.

Способы проведения Акаевым демократических реформ подвергаются острой критике, а поставленная им цель кажется слишком претенциозной. Выборы 2000 г. были осуждены международными наблюдателями как подтасованные.

И хотя Акаев отвергает заявления критиков, обвиняющих его в отказе от принципов политического плюрализма, отсутствие явного лидера на выборах президента в октябре 2005 г. заставляет предположить, что бывший научный сотрудник, возможно, все же попытается сохранить свой пост. Создание в мае 2004 г. Союза «За честные выборы», про-оппозиционной организации, целью которой является наблюдение за ходом выборов, дает надежду на то, что выборы следующего года пройдут в атмосфере свободной конкуренции. Впрочем, имеются подозрения, что на самом деле Союз является организацией, представляющей интересы стремящихся сохранить власть наперсников Акаева. В этом смысле вызывает обеспокоенность активная массовая кампания, которую проводит пропрезидентская организация «Алга, Кыргызстан!» (Вперед, Кыргызстан!).

В беседе с Муратбеком Иманалиевым, председателем центристской Партии справедливости и прогресса, корреспондент EurasiaNet пытался получить представление о возможных сценариях передачи президентской власти.

EurasiaNet. Как по-вашему, какой сценарий передачи власти в Кыргызстане является наиболее вероятным? Будет ли он похож на переход власти в России от Бориса Ельцина к Владимиру Путину? Или от Гейдара Алиева - Ильхаму Алиеву в Азербайджане? Или от Эдуарда Шеварднадзе - Михаилу Саакашвили в Грузии? Иманалиев. Никакого буквального повторения какого-либо из перечисленных вами сценариев в Кыргызстане не будет. Однако будут кое-какие элементы каждого из этих сценариев, возможно, и будут использованы. Имеется семь-восемь моделей вероятного развития событий. Некоторые из них не будут иметь места, поскольку не получат поддержки со стороны мирового сообщества. Мир внимательно следит за событиями в этой стране, но не собирается вмешиваться [в происходящее], хотя наверняка и попытается оказать воздействие на эти события. Сценарий развития событий будет носить специфически кыргызский характер.

EurasiaNet. Понятно, что политическая ситуация меняется и будет постоянно меняться. Но какая из моделей является наиболее вероятной? Иманалиев. Реальных соперников Акаеву на выборах совсем немного. И они еще не готовы [к борьбе]. Реальные альтернативные кандидаты появятся только ближе к концу года. Любой из кандидатов может навредить самому себе, если попытается построить свою предвыборную кампанию на антиакаевских лозунгах. Кандидат должен иметь собственную конструктивную программу. И он должен пользоваться поддержкой широких слоев общества.

EurasiaNet. Исключаете ли вы возможность назначения преемника? Иманалиев. Это одна из вероятных моделей [выборов]. Преемником может стать малоизвестная или совершенно неизвестная личность.

EurasiaNet. Что вы думаете о сценарии, предполагающем радикальные изменения политической системы - например, если главой государства становится премьер-министр или спикер парламента? Иманалиев. Эту модель можно рассматривать в качестве самой ожидаемой, но не наиболее вероятной.

EurasiaNet. Предвыборные баталии только начинаются, однако некоторые представители оппозиции уже критикуют Партию справедливости и прогресса за то, что она не примкнула ни к проправительственному движению «Алга, Кыргызстан!», ни к про-оппозиционному альянсу Союз «За честные выборы». Они утверждают, что «высокомерная изоляция в борьбе за власть обречена на поражение». Что вы можете на это ответить? Иманалиев. Прежде всего, мы не изолированы, потому что нас поддерживает народ. Нашу программу поддерживают ряд видных общественных деятелей и неправительственные организации. Во-вторых, мы не примкнули ни к «Алга, Кыргызстан!», ни к Союзу «За честные выборы», потому что не согласны с отдельными взглядами, которые они высказывают. Однако, хотя мы и остаемся независимыми, мы готовы поддерживать партнерские отношения со всеми партиями и движениями. Для нас самое главное - это честность членов партии и искренность людей, которые с нами работают. Нашей задачей является борьба за будущее Кыргызстана, который должен стать похожим на европейские демократические страны.

EurasiaNet. Можете ли вы назвать по имени каких-нибудь партнеров Партии справедливости и прогресса? Иманалиев. Из хорошо известных в Кыргызстане и за рубежом деятелей - это бывший государственный секретарь Ишенбай Абдуразаков, член-корреспондент Национальной академии наук Арон Брудный и бывший чрезвычайный и полномочный посол в Узбекистане Салижан Жигитов, ныне профессор Кыргызско-турецкого университета «Манас».

EurasiaNet. Союз «За честные выборы» часто называет прозрачные урны для голосования панацеей [в решении проблем, связанных с системой голосования]. Иманалиев. При всех очевидных достоинствах, прозрачные урны для голосования не могут считаться панацеей. Имеется множество способов мошеннического использования прозрачных урн. Я бы предложил, чтобы [выборы] были не только прозрачными, но и чтобы на них использовалось в два раза больше урн. Одна урна должна служить для голосования и в нее избиратели должны опускать одну часть бюллетеней. Вторую часть бюллетеней избиратели будут опускать в урну на выходе с избирательного участка. За счет этого можно упростить регистрацию избирателей и контроль над их количеством. Некоторые люди возражают против [этого предложения], говоря, что это повысит расходы на выборы. Однако демократия того стоит.

EurasiaNet. Есть ли где-то еще в мире похожая избирательная технология? Иманалиев. Не знаю. Но разве мы не можем предложить своего собственного ноу-хау? Главное заключается в том, чтобы максимально повысить роль избирателей, чтобы они могли контролировать избирательный процесс. Кроме всего прочего, они должны быть способны контролировать количество избирателей, поскольку, когда [в выборах] участвует так много людей, возникает благоприятная почва для любого рода обмана.

От редакции. Александр Тузов - независимый кыргызстанский журналист.

eurasianet.org

Предыдущая статьяУдобный предлог
Следующая статьяКАЗАХСТАН ЗАЯВЛЯЕТ О ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В КАШАГАНСКОМ НЕФТЯНОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ