Казахстан - генератор интеграционных процессов
Астана-Москва. 12 июля. КАЗИНФОРМ - Интеграционные процессы, которые происходят в постсоветских странах, анализируют и политики, и экономисты, и журналисты. При всем разнообразии оценок и выводов большинство из них разделяют мнение о том, что Казахстан, добившийся впечатляющих успехов в проведении реформ, развитии экономики и социальной сферы, создании законодательной базы, выступает генератором новых инициатив по расширению сотрудничества между суверенными государствами.
В этом руководители ряда казахстанских СМИ еще раз убедились в ходе поездки в Москву, организованной РИА «Новости» и посольством РК в России, и встреч с известными российскими политиками и экономистами. Каков потенциал таких интеграционных объединений, как СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП? Как они работают на активизацию взаимовыгодного сотрудничества между государствами-участниками этих образований? Каковы перспективы их развития? На эти и другие вопросы казахстанских журналистов ответили высокопоставленные лица российской политики.
Александр Лебедев, заместитель председателя Комитета Госдумы России по делам СНГ:
- Глобальная интеграция, на наш взгляд, не только не противоречит региональной, а напротив, они должны взаимно дополнять. Региональную интеграцию в рамках Единого экономического пространства считаю наиболее перспективным процессом. Хочу подчеркнуть, что вся работа еще впереди. Должны быть подписаны десятки секторальных соглашений, где есть естественные различия во взглядах отдельных стран на ЕЭП. Кто-то считает, что надо остановиться на создании свободной экономической зоны. Кого-то интересуют поставки отечественных энергоносителей по российским внутренним ценам. Но главное, на мой взгляд, в том, что есть взаимодополняемость и возможность повысить эффективность развития тех или иных отраслей экономик наших стран, особенно социально значимых.
Если говорить об СНГ, то текущая работа в Содружестве оставляет желать лучшего. Поэтому ЕврАзЭС и ЕЭП - это более современные образования, отвечающие экономическим и политическим потребностям наших государств, а также имеющие огромный интеграционный потенциал. Я вижу большую перспективу ЕврАзЭС и ЕЭП, особенно если будем последовательно и системно наполнять их содержание секторальными соглашениями. И к этой работе, считаю, необходимо привлекать не только исполнительные, но и законодательные органы власти. Надеюсь, что очередная встреча лидеров государств-участников ЕЭП будет с нашим участием. Неважно, на каком уровне - спикеров, вице-спикеров или руководителей фракций парламентов.
Григорий Рапота, Генеральный секретарь ЕврАзЭС:
- Как вы знаете, президенты стран-участниц ЕврАзЭС обираются раз в год и два раза - премьер-министры. Для нас это - всегда знаковые события. Во-первых, потому, что итоги проделанной работы за год подводит председатель Межгоссовета, а во-вторых, это дает некий импульс в решении наиболее приоритетных вопросов.
В последний год мы продвинулись в решении вопросов по освоению гидроэнергетических объектов. Хотя мы не решили эту проблему целиком, зато ее часть нам удалось решить. Впервые организован транзит электроэнергии из Таджикистана и Кыргызстана в Россию через Казахстан и Узбекистан. Энергетика и транспорт в качестве тем для обсуждения были внесены в повестку дня по инициативе председателя Межгоссовета ЕврАзЭС, Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Обсуждению их на заседании Межгоссовета предшествовала большая подготовительная работа. Полагаю, что решения, которые были приняты, носят порученческий характер, дают нам направления для работы в этой области.
Если говорить об оценке интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, то я чем-то удовлетворен, чем-то нет. Для нас очень важно, чтобы была положительная динамика развития. Можно ли говорить, что шли в русле тех решений, которые были приняты по приоритетным направлениям - там же все расписано по годам? Если мы укладываемся в эти рамки, то работаем не зря. Если не нет, то начинаем бить тревогу. В целом, мы идем в том ритме, который определен в основном документе. Поэтому в этом смысле удовлетворение есть. Однако некоторые проблемы решаются медленно и имеют на то свои объяснения. Так, решение вопросов экономики и социальной сферы не зависит от Генерального секретаря ЕврАзЭС. Есть объективные причины. Скажем, стороны или одна из сторон не готова в силу каких-то обстоятельств решать тот или иной вопрос. И он не будет решаться до тех пор, пока не созреет эта сторона или не изменится обстановка.
К примеру, очень медленно решается проблема создания общего таможенного тарифа. Это - основа того, что называется Таможенным союзом. Тарифные ставки на ввозимые из третьих стран товары должны быть унифицированы. Создание этой основы в последние годы двигалось медленно. И только буквально накануне заседания Межгоссовета ЕврАзЭС вновь пошло движение вперед, которое дает нам возможность более оптимистично смотреть в будущее.
Если говорить о создании Единого экономического пространства, то я не вижу сложностей, которые создали бы трудности для ЕврАзЭС при формировании ЕЭП. Потому что и та, и другая организация решает одинаковые задачи. Если еще учесть, что 3 государства-члена ЕЭП являются членами ЕврАзЭС, то поневоле придется гармонизировать эти два процесса. Сейчас секретариат ЕврАзЭС работает над выработкой международной правовой базы ЕЭП. Этим занимается отдельно созданная экспертно-организационная группа ЕЭП в составе девяти человек. Она уже утверждена и размещена в нашей штаб-квартире.
Хочу отметить, что с нынешним председателем Межгоссовета ЕврАзЭС, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым легко работать по двум причинам. Во-первых, потому, что он является автором идеи создания этого Сообщества, во-вторых, он - человек, открытый для диалога и с ним легко его вести. Я не испытываю больших трудностей и с другими главами государств. Другое дело, что встречаюсь с ними реже - раз в год, с кем-то, может быть, два раза. А с Нурсултаном Абишевичем мы встречаемся три-четыре раза. Это вызвано необходимостью и я признателен ему за то, что он моментально откликается на мою просьбу. Принимает меня тогда, когда это необходимо.
Владимир Андрианов, помощник Председателя Правительства России по международным вопросам:
- На мой взгляд, глобализация мировой экономики, и, по всей видимости, движение к единой мировой экономике будет идти не через интеграцию отдельных стран, а экономических группировок. Это тенденция подтверждается тем, что есть достаточно продвинутые интеграционные группировки в Северной Америке, Европе и Азии. Интеграция способствует увеличению ресурса экономической системы.
Что происходит на постсоветском пространстве? После развала СССР политической волей было создано СНГ. Поскольку это делалось очень быстро, к сожалению, его экономическая основа была очень слабой. Поэтому до сих пор реальные интеграционные процессы в рамках СНГ не продвигаются. Встал вопрос о наполнении структур Содружества экономическим содержанием. Каким образом можно было это сделать? Опять же - по образцу ЕС, когда какие-то отдельные страны в своей совместной интеграции вытягивали всю интеграционную группировку. К примеру, это были Франция и Германия. В рамках СНГ был создан Таможенный союз, который объединил 4 страны. Но это была только часть интеграции, поскольку она затрагивала внешне-экономическую сферу. А реальные шаги в интеграции - в законодательной области. Поэтому появилась идея Евразийского экономического сообщества, в котором заложены реальные основы реальной интеграции. Это, прежде всего, вопросы, связанные с созданием наднациональных органов.
Первоначально была договоренность, что мы в рамках ЕврАзЭС вместе с Казахстаном двинемся намного дальше, причем Президент Нурсултан Назарбаев предлагал создать единую валюту до 2008 года. Идея была хорошей, и мы решили этот процесс двинуть в двустороннем формате. Потом присоединились Беларусь и Украина. В конце концов, за год были приняты важные документы. Это - соглашение, поэтапный план развития Единого экономического пространства. Сейчас эта организация уже оформилась, поскольку институциональное соглашение и планы действий ратифицированы парламентами наших стран. Это - реально движущая сила.
Если прогнозировать дальнейший ход событий, то мы планируем к концу текущего года подготовить пакет базовых соглашений для ЕЭП. Затем они будут готовиться как многосторонние межправительственные соглашения. Можно прогнозировать различную конфигурацию развития событий. Если, скажем, Украина выпадает из этого процесса, то мы все наработки можем реализовать в рамках ЕврАзЭС, распространить на страны СНГ, это тоже реально. И наоборот, к ЕЭП могут присоединиться другие страны. Процессы могут происходить параллельно. Есть и другой вариант развития событий, скажем, за СНГ оставить принятие серьезных политических решений. Это достаточно разумно и целесообразно, так как в рамках Содружества собираются главы государств и принимают стратегические решения, связанные с глобальными экономическими процессами. А в рамках ЕЭП или ЕврАзЭС происходит реальная экономическая интеграция.
На постсоветском пространстве не все лидеры однозначно оценивают интеграцию. Президент Казахстана абсолютно четко понимает процессы интеграции, а также выгоды для своей страны от интеграционных процессов. Россия с Казахстаном урегулировали задолженность, провели очень сложные переговоры по разделу Каспия, Байконуру, созданию совместных предприятий в нефтегазовой отрасли. Здесь всегда присутствует конструктивная позиция. Существуют национальные интересы, но и есть возможность понимания компромисса. В этом плане мы с вами продвинулись дальше других стран. Казахстан в области рыночных реформ, особенно в таких болезненных сферах, как жилищно-коммунальная и социальная, пошел дальше России и других стран СНГ.
Реформы должны быть осмысленной политикой государства. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прекрасно знает все аспекты реформ. Он - инициатор и координатор этих процессов. Мы пока как бы только учимся и пытаемся сделать. Самое главное - нельзя революционным путем делать реформы, все реформы должны быть продуманы шаг за шагом, важно наладить обратную связь - мониторинг того, что происходит. Этот процесс должен быть постоянным, а не одноразовым.
Казинформ.