Всемирный уйгурский конгресс
Немецкая волна, Хроника Центральной Азии| 03.08.2004
Ненасилие как способ строить отношения с китайским правительством. Такую задачу ставит перед собой Всемирный уйгурский конгресс - организация, созданная в апреле этого года. В нее вошли представители различных политических течений уйгуров, лидеры которых живут в изгнании, за пределами родины. Напомним, уйгуры - это представители коренного населения Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, в отличие от большинства населения страны исповедующие ислам. Различные международные правозащитные организации постоянно обращают внимание мирового сообщества на систематические нарушения прав уйгуров со стороны китайского руководства. По информации «Эмнести Интернешнл», многие уйгуры, не выдерживая преследований на родине, ищут политического убежища за рубежом. И вот теперь зарубежная уйгурская община решила объединиться для мирной борьбы с нарушениями прав коренного населения Синьцзяня.
В течение многих лет жители Синьцзян-Уйгурского автономного района борются за свои гражданские, политические, экономические и культурные права. Поддержку они получают из заграницы. В апреле этого года в Мюнхене прошла встреча делегатов национальных объединений из разных стран, в результате чего сформирован Всемирный уйгурский конгресс.
В Мюнхен съехались активисты из 13 государств, несмотря на все усилия китайского правительства помешать этой встрече. Создание Всемирной организации является значимым шагом для уйгуров, находящихся в эмиграции. Как отметил Дрю Глэдней, эксперт Гавайского университета, в состав Всемирного уйгурского конгресса не вошли представители движения Центральной Азии и радикально-исламских объединений. Несмотря на то, что политические интересы различных групп не сходятся, организации удалось разработать общую цель.
Президентом конгресса был избран Эркин Альптекин. Эркин- сын лидера временного правительства уйгуров в 1940-х годах. После победы коммунистов его семья была вынуждена эмигрировать в Турцию. На Западе Эркин Альптекин известен тем, что он не признает насилия при достижении политических целей. Так же семья популярна и в Синьцзяне. Рассказывает профессор Глэдней:
Я был недавно в Синьцзяне, и если кто-то спросит об Эркине, то все отвечают, что он настоящий герой и великий уйгур. Хотя не совсем ясно, кого они имеют в виду: самого Эркина или его отца. В любом случае имя Альптекин пользуется большим авторитетом среди жителей района.
Вице-президент Всемирного уйгурского конгресса, Мухамед Тохти, хотел бы достичь полной независимости своего народа. Наблюдая за отношением Пекина к другим регионам страны, Мухамед Тохти не видит будущего Синьцзян-Уйгурского района в составе Китая:
В Гонконге мы можем в настоящее время наблюдать, как работает китайская система: «одна страна, две системы». Правительство Китая настаивает на верховенстве своего законодательства, приостанавливая тем самым демократический процесс в Гонконге. Правительство еще ни разу не сдержало своих обещаний. Я не знаю, как эта система может быть реализована в восточном Туркестане.
Очень сложно оценить, удастся ли Всемирному конгрессу достичь свою цель. После нападения на США 11 сентября 2001 года китайское правительство под предлогом «международной борьбы против терроризма» принимает усиленные меры против уйгурских сепаратистов,- отмечает правозащитная организация « Международная Амнистия». Политика Пекина в области средств массовой информации усложняет процесс коммуникации активистов за рубежом с населением Синьцзяна.
Ирина Черкасова