Обвинение просит до 20 лет тюрьмы для причаcтных к тeрактaм в Узбeкиcтaнe
2004-08-20 18:06 GMT+04:00
ТАШКЕНТ (Рейтер) - Государственный обвинитель на суде в Ташкенте попросил назначить от 9 до 20 лет тюремного заключения пятнадцати обвиняемым в причастности к серии терактов в Узбекистане, в результате которых весной этого года погибло 47 человек, из которых 33 были боевиками и смертниками, подорвавшими себя вместе с нарядами милиции.
Верховный суд 26 июля начал открытый процесс по делу о терактах в конце марта-начале апреля в Ташкенте и Бухарской области, когда в результате серии взрывов, нападений на милицию и боевых операций погибло 14 человек.
Вскоре после начала судебного процесса, несмотря на предпринятые меры безопасности, в Ташкенте 30 июля возле посольств США, Израиля и в здании Генпрокуратуры трое мужчин-камикадзе вновь привели в действие "пояса шахидов", убившие еще трех милиционеров и охранника. В серии атак власти увидели прямую связь и отложили на две недели судебные заседания.
На возобновившихся на этой неделе слушаниях государственный обвинитель Мурад Салихов потребовал в пятницу для тринадцати мужчин и двух женщин в возрасте от 22 до 40 лет, сидевших в массивной клетке, от 9 до 20 лет тюремного заключения.
Подсудимым предъявлены обвинения по 18 статьям Уголовного кодекса, среди которых терроризм, покушение на конституционный строй, участие в запрещенных экстремистских организациях, захват и незаконное владение оружием, изготовление и контрабанда взрывчатых веществ.
"Принимая во внимание, что основные организаторы и исполнители терактов уничтожены или погибли, что обвиняемые раскаялись и признали свою вину, а их активное сотрудничество со следствием позволило предотвратить более тяжкие последствия терактов, обвинение не требует применения высшей меры наказания", - сказал Салихов.
Гособвинитель потребовал 20 лет для четверых и от 16 до 18 лет колонии в отношении девяти молодых людей. Для женщин - 40-летней Камолы Каюмовой, сшившей 15 поясов "шахидов" прокурор затребовал 13 лет, а для 32-летней Икбол Ташпулатовой, которой вменяется в вину создание женской экстремистской ячейки в Бухаре - 9 лет лишения свободы. Последняя отрицает обвинения.
В ходе процесса подсудимые давали показания, что готовили на 10 апреля 2004 года в Ташкенте и Бухаре серию взрывов возле управлений внутренних дел, в двух крупных гостиницах и синагоге. По их словам, планам помешал случай - в Бухаре вечером 28 марта взлетел на воздух дом, где готовившие бомбы экстремисты подорвали себя по неосторожности.
Поднятые по тревоге той же ночью силы безопасности задержали в Ташкенте двух членов группы - нынешних подсудимых Фурката Юсупова и Фархада Казакбаева, для которых прокурор вместо полагающейся в таком случае по статье "терроризм" смертной казни затребовал 20 лет заключения. По версии обвинения, они раскрыли оперативникам планы, что позволило избежать более масштабных последствий терактов.
СЛЕД "АЛЬ-КАИДЫ" И "ХИЗБ-УТ ТАХРИР"
Подсудимые говорили, что пятеро из них в 2003 году проходили диверсионную подготовку в лагерях исламистов в Южном Вазиристане (Пакистан) под руководством арабских инструкторов, готовивших боевиков "аль-Каиды". По показаниям, один из находящихся в розыске лидеров экстремистской группы контактировал с самим Бен Ладеном, действия которой якобы направлялись муллой Омаром, духовным лидером афганских талибов.
Как следует из показаний, восемь обвиняемых ездили на юг Казахстана, где обучались радикальному исламу и основам диверсионной деятельности во "вспомогательных лагерях", располагавшихся на частных квартирах. Эти "лагеря" также использовались для транзита членов их группы в Пакистан через Азербайджан и Иран.
В четверг подсудимые сказали, что один из боевиков-смертников, подорвавший себя во время последних терактов в Ташкенте в здании Генпрокуратуры, был членом их группы и являлся гражданином Казахстана.
Официальный Ташкент утверждает, что к серии терактов помимо зарубежных экстремистских организаций также причастно религиозное движение "Хизб-ут Тахрир", стремящееся объединить в исламский халифат страны Центральной Азии. В свою очередь "Хизб-ут-Тахрир" со штаб-квартирой в Лондоне, находящаяся под запретом в большинстве арабских стран и в СНГ, отвергает эти обвинения.
Международные правозащитные организации полагают, что акты насилия в Узбекистане, ключевого союзника Вашингтона в "войне с террором", стали реакцией общества на жесткое ограничение свобод и обнищание основной массы населения из-за неудачных экономических реформ. Руководство Узбекистана отвергает эти обвинения и оправдывает жесткий курс угрозой нестабильности и распространения религиозного экстремизма.