Немецкая волна, Хроника Центральной Азии / 21.9.2004
"Фокус"
Сапармурат Ниязов предложил изыскать возможность для повышения зарплаты сотрудникам печатных изданий за счет сокращения их штатов. Предложение президента республики было достаточно быстро принято к исполнению. Как сообщает корреспондент «НВ» Ораз Сарыев, ряд центральных и областных газет уже закрыли корпункты в областных и районных центрах. Даже в центральных органах печати большинство журналистов перешли в разряд внештатников - в штате остались сотрудники бухгалтерии, секретари, наборщики и другие технические работники. В результате только этих мер более 120 журналистов уже остались без работы. Как сообщил нашему корреспонденту один из известных в республике журналистов, большинство материалов в печатные органы поступает из пресс-службы аппарата президента республики с указанием к публикации. Таким образом, задача руководителей этих изданий фактически состоит в том, чтобы обеспечить этим материалам красивое оформление.
Именно поэтому в решении Сапармурата Ниязова о сокращении штата журналиситов есть ясная логика. По крайней мере так считает президент Ассоциации независимых электронных СМИ Центральной Азии Розлана Таукина:
РТ: Практически в стране оставляют только придворных журналистов. Они соревнуются в эпитетах о несравненном, великомудром. Они этого уже давно не стесняются. Сегодня, когда вышел указ о том, что надо сократить более сотни журналистов, я понимаю Туркменбаши. Зачем содержать такую армию людей, которые пишут об одном и том же, когда можно иметь центральные агентства, которые будут распространять, а остальные тиражировать одни и те же слова. В результате, сегодня, когда в Туркмении уже умерло огромное количество жанров, таких как критические и аналитические статьи, фельетоны, когда практически уже нет тех, кто оппонирует власти, выхолащивают даже тех, кто просто дает правдивую информацию.
Слова казахстанской журналистки Розланы Таукиной подтверждает наш корреспондент в Туркмении Азат Атаев. Он рассказывает о том, что представляют собой на сегодняшний день туркменские газеты.
Туркменские газеты и журналы (всего 23 газеты и 14 журналов), фактически монополизированы президентом страны Сапармуратом Ниязовым, который является их же учредителем. Трактовка происходящих событий в стране субъективна, имеет сугубо официальный тон и носит пропагандистский характер. Действует жесткая цензура.
На первых полосах всех без исключения газет Туркменистана помещается портрет президента, а иногда несколько портретов, крупным шрифтом цитата из его какой-либо речи или высказывание, а также текст клятвы на верность Туркменбаши:
«Туркменистан, Отчизна любимая,
Край родимый мой, и в мыслях, и сердцем я всегда с тобой.
За малейшее зло, причиненное тебе, да отнимется рука моя.
За малейший навет на тебя да обессилеет язык мой.
В час измены родине, Сапармурату Туркменбаши,
Священному стягу твоему да прервется дыханье мое».
Газетные материалы выдержаны в духе сталинских времен: официальная хроника, благодарственные письма и поздравительные телеграммы в адрес главы государства, отчеты о проделанной работе, описание трудовых подвигов рабочих и сельчан, рассказы о культурных традициях, заметки о спорте. Все статьи независимо от содержания начинаются со здравиц в честь Ниязова, здравицами и заканчиваются. Критических материалов в туркменских СМИ нет.
На последних страницах помещается реклама (в основном, местных товаров и услуг). Раз в неделю публикуется программа национального ТВ.
Несмотря на то, что в стране проживают узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы и представители других национальностей, печатных изданий на языках этих народов не существует. Единственная иноязычная ежедневная газета - «Нейтральный Туркменистан». Они выходит по-русски и по содержанию ничем не отличается от туркменских СМИ.
Туркменистан - единственное государство в СНГ, где нет частных газет, радиостанций, телестудий и агентств.
Однако в Туркмении есть журналисты, которые сотрудничают - естественно, под псевдонимами, с зарубежными СМИ. Какая судьба ждет этих людей, если власти Туркменистана выяснят, кто скрывается за этими псевдонимами? Этот вопрос - президенту Ассоциации независимых электронных СМИ Центральной Азии Розлане Таукиной:
РТ: Не дай бог откроется имя журналиста - ему грозит тюрьма. В самом лучшем случае ему грозит изгнание из страны, но я думаю, репрессивные меры там применяются чаще. Возможны такие «подставы», когда человека могут посадить в тюрьму, обвинив совершенно по другой статье. В любом случае репрессивная машина работает там очень активно и сильно, это грозит жизни нашим журналистам. Поэтому эти герои, которых надо ценить и очень беречь, но нельзя их называть поименно.
Розлана, могут ли журналисты в Туркмении после увольнения найти альтернативную работу, все же связанную с их профессией?
РТ: Я знаю много журналистов в Туркмении, которых уволили с работы в течение прошлого года. Эти журналисты, оставшись без работы, иногда присоединяются к неправительственным организациям, помогают им вести внутренние бюллетени, работают для них в интернете. Таких журналистов очень много. Некоторые являются просто источниками информации.
Некоторые из них сотрудничают и пишут для российских изданий, в том числе интернет-газет. Но я знаю, что их работа тоже преследуется и она опасна для них. Все, кто работает с зарубежной прессой, подвергаются большой опасности.
- сообщает президент Ассоциации независимых электронных СМИ Центральной Азии Розлана Таукина.
По информации нашего корреспондента Ораза Сарыева, новых журналистских кадров в Туркменистане не воспитывают - факультет журналистики в туркменском государственном университете закрыт уже три года. Да и зачем новые, если штатное расписание не предусматривает занятости более опытных коллег!
Впрочем, если вернуться к вопросу об увольнениях работников прессы, то журналисты тут не одиноки. Как сообщает британский институт исследований войны и мира IWPR, значительное сокращение ожидается практически во всех министерствах и ведомствах Туркменистана еще до конца этого года.
В.Волков