CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

freeuz.org

Власть о СМИ в 2004 году

7 октября 2004

Власть о СМИ в 2004 году

«Арена», 06.10.2004

Ранее «Арена» объявила, что будет, по мере возможности, публиковать выступления, заявления, речи высших должностных лиц Узбекистана в отношении прессы, журналистов и свободы слова. Предлагаем вашему вниманию отрывки из наиболее ярких выступлений в 2004 году.

ОТРЫВКИ ИЗ РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА УЗБЕКИСТАНА ИСЛАМА КАРИМОВА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ, ЗАПИСАННОЙ ВО ВРЕМЯ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СЕССИИ ПАРЛАМЕНТА УЗБЕКИСТАНА ВТОРОГО СОЗЫВА 29 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА В ТАШКЕНТЕ.

- Мы понимаем, что журналисты, международная общественность как можно быстрее ждет тех фактов, которые позволят, как вы выражаетесь, «предъявить спрос» тем, кто осуществлял это все и кто стоит за этим. Я поставил одно условие, чтобы суд был полностью открытым. И чтобы журналисты, в первую очередь зарубежные, смогли присутствовать на этом суде, чтобы не осталось предмета, почвы для различных инсинуаций, предположений и абсолютно неприемлемых, некорректных рассуждений о том, что, видите ли, правительство Узбекистана, силовые структуры сейчас начнут репрессии против населения.

Я за этот период читал об этом по Интернету. Эти предположения оскорбляют своей подозрительностью, предвзятостью. Ну почему наш суд, наша система и наш закон не соответствует каким то международным нормам? На каком основании?

Права человека - это краеугольный камень, который лежит в любых процессах демократизации. Если так, то давайте предметно об этом говорить. Если мы нарушаем права человека и кого-то арестовали, кого-то преследуем, каких-то журналистов задержали, давайте говорить об этом предметно и по тем вопрос, по которым мы можем обмениваться какими то мнениями. Чтобы я мог сказать: да, это было. Да, это мотивируется теми вопросами, интересами, нашей позицией и так далее.

Но когда просто говорят: мы не удовлетворены темпами роста и экономическими показателями. Кстати, те, кто об этом пишет, должны знать, что за последние 2 года в вопросах рыночных реформ мы сделали столько, сколько не сделали за последние 11 лет. Приезжает официальная делегация международного валютного фонда, которая по сути дела, является самой авторитетной в оценке реформ, происходящих во всех странах. Вы присутствовали, когда руководитель этой миссии давал отчет, вы имели право задать ему любые вопросы, были и провокационные вопросы, в том числе. Я считаю, что нечего обидного в провокационных вопросах нет.

Об этом регионе очень много говорят и пишут. Пишут, что Средняя Азия - это кипящий котел и крышка еле-еле держит этот кипящий котел. Образно так и говорят. Я вчера только прочитал очень серьезную выкладку, которую рисуют очень серьезные политологи Запада. Слушайте, сам выдумал, и сам же после этого боится того, что сам выдумал. По отношению к Узбекистану это и есть истина.

Сами сочиняют, берут межэтнические проблемы, которые потенциально действительно являются угрозой. Я же в своей книге еще в 1997 году написал, что одна из важнейших угроз, которую несет в себе этот регион - это не решение этнических проблем. О том, что зацепившись за эту проблему, любой провокатор может взорвать этот регион, если будет провоцировать межэтнические столкновения через информационную войну.

Вы поймите, если кто-то с кем-то подерется, если они одной национальности - это одно, а когда дерутся люди 2-х национальностей, это уже, по их мнению, превращается во что, в тот предмет, который надо крутить, чтобы раздуть межэтническое противоречие. Так вот выдумают это все, в том числе и этнические проблемы, социальные:.

Да социальные проблемы есть. И в Таджикистане и в Киргизстане и в Узбекистане и в Казахстане, очень продвинутой стране. Так вот ни в одной стране нельзя решить те вопросы за 12 лет, которые связаны с вопросом уровня жизни, безработицы и так далее. Так вот должен сказать, что не предсказывать надо здесь какие-то бурные социальные взрывы, а спокойно разобраться по каждому отдельному вопросу, мало того внести свой вклад в то, чтобы этот регион обеспечить перспективой.

А перспективой могут обеспечить только развитые страны. Эти инсинуации, предсказания кроме вреда ничего не приносят. Они не в пользу народа, живущего в регионе. Их не надо пугать, им надо помогать.

Какое у вас есть основание, чтобы говорить, что у нас жесткий режим, преследования? Где у нас политические заключенные? Ну, назовите фамилию хотя бы одного! Хотите, приходите, вам дадут любые уголовные дела по любым, интересующим вам фамилиям. Знакомьтесь с ними и выступайте в качестве оппонента.

Вам прокуратура предоставит такую возможность. Я вам гарантирую, мы дадим возможность.Априори из нас делают верблюдов, а потом мы должны доказывать, что мы не верблюды. Поэтому я своим оппонентам, если они настоящие оппоненты, если они готовы к дискуссиям к спорам, я готов сколько угодно перед ними выступать. Но вешать заранее ярлыки, а я заочно должен отвечать, избавьте меня от этого.

Миссия журналистов заключается в том, чтобы расшевелить. И наводящими, будем называть не провокационными, а наводящими вопросами получить ответ, который интересует. Я вашу профессию хочу понять. У каждого свои интересы. Вам эти скучные беседы, официальные отчеты не нравятся. И это правильно. О чем говорить, когда заранее все известно и роли как говорят расписаны. Мы против этого.

ОТРЫВКИ ИЗ РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ, ЗАПИСАННОЙ ВО ВРЕМЯ ПЯТНАДЦАТОЙ СЕССИИ ПАРЛАМЕНТА УЗБЕКИСТАНА ВТОРОГО СОЗЫВА 26 АВГУСТА 2004 ГОДА В ТАШКЕНТЕ. (Поводом для его высказываний послужил инцидент с корреспондентом "Рейтер" Шамилем Байгиным. 30 июля после взрыва у здания Посольства Израиля работники правоохранительных органов задержали его для выяснения личности, несмотря на то, что Байгин предъявил аккредитационную карточку узбекского МИД. Об этом президента поставил в известность заведующий корреспондентским пунктом Российского информационного агентства ИТАР-ТАСС в Узбекистане Вилор Ниязматов).

- Журналист должен бороться за свой хлеб. Не надо думать, что вас везде ждут. Если бы вас везде ждали, у вас бы была совсем другая жизнь. Хлеб журналиста очень тяжелый. Я с уважением отношусь к вашему труду. Но поверьте, где вас с удовольствием ждут, там вам делать нечего.

Читайте публикации, о том какие у нас достижение. Но вам это не нужно. Стремитесь туда, где есть закрытые темы. Я бы очень хотел, чтобы эти закрытые темы вы сделали открытыми. Я, например, человек, для которого закрытых тем нет, я имею в виду с точки зрения доступа, я должен иметь доступ ко всем секретам.

У нас секретных документов не так уж много. Их можно пересчитать по пальцам. Это какие-то стратегические вопросы, о которых не принято заранее говорить. Вот вы задайте мне любой вопрос, но вы же не задаете! Я готов вам ответить. Кстати такого закона нет, чтобы какой-то вопрос было запрещено задавать.

Если ответчик чувствует, что этот вопрос касается какой-то государственной тайны, он должен вежливо вам сказать, что не может на этот вопрос ответить. Поэтому с этой точки зрения должна быть борьба. Журналист должен стараться раскрыть тему, а тот, кто не готов к этому, должен от вас бежать. Это тоже естественно.

И вообще журналисты никому не нравятся. Я не знаю людей, которым бы нравились журналисты. Если они нравятся, значит, зубы у журналиста притупились, и он уже потерял свой профессионализм. Но вы не обижайтесь, когда с вами грубо разговаривают. Поэтому не будем говорить давайте жить мирно. Нет, давайте разбираться по каждому факту для того, чтобы культуру отношений развивать и укреплять.

Но я заранее говорю, не все у нас готовы общаться на том уровне, на котором положено общаться. Раз мы себя демократической страной называем, и соответственно поступать. Независимо от того, нравится нам этот человек или нет. Тот, кто боится своей ограниченности, неосведомленности, некомпетентности, знайте, что он будет вас избегать. Почему? Чтобы свою дурость не показывать.

ОТРЫВКИ ИЗ РЕЧИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА УЗБЕКИСТАНА РАШИДА КАДЫРОВА, КОТОРАЯ ЗАПИСАНА 3 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА НА БРИФИНГЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ В СВЯЗИ С ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ АКТАМИ В ТАШКЕНТЕ И БУХАРСКОЙ ОБЛАСТИ.

- Некоторые СМИ стали искажать реальность и выдавать собственные вымышленные версии о терактах, ссылаясь при этом на сомнительные источники. Например, информационная программа новостей канала НТВ сообщила абсолютно недостоверные сведения о том, что в Узбекистане идет настоящая война, захвачен детский сад, боевики пытались взорвать плотину. При этом демонстрировались кадры терактов, совершенных в феврале 1999 года.

Агентство ИТАР-ТАСС сообщило со ссылкой на генерального прокурора, то есть на меня, якобы, о задержании 30-ти человек, подозреваемых в причастности к терактам. Услышать этот абсурд явилось для меня полной неожиданностью.

Некоторые информационные агентства позволили себе заявлять о запрете властями Узбекистана на предоставление какой-либо информации о терактах представителям СМИ. Хотя в тот же день по всем каналам узбекского телевидения с обращением к народу выступил сам президент Республики Узбекистан, была проведена пресс-конференция Министра Иностранных дел и генерального прокурора, а в СМИ было опубликовано официальное заявление правительства.

Хочу еще раз подчеркнуть, что только объективное и достоверное информирование общества о ставшей для всего мира глобальной проблеме терроризма позволит нам вести успешную борьбу с этой опасностью.

Вот почему, обращаясь к вам, просил бы объективно освещать события, не делать преждевременных выводов, которые могут отрицательно повлиять на ход следствия. Дайте нам нормально поработать, закончить следствие. Давайте договоримся сегодня, что всю полноценную и объективную информацию будете получать от генерального прокурора.

Всякую другую информацию о ходе следствия, которая будет предоставляться кем-то, мы будем считать неофициальной и недостоверной.

ОТРЫВКИ ИЗ РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АГЕНТСТВА ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ УЗБЕКИСТАНА РУСТАМА ШАГУЛЯМОВА, КОТОРАЯ ЗАПИСАНА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 3 МАЯ 2004 ГОДА, ПОСВЯЩЕННОЙ ВСЕМИРНОМУ ДНЮ СВОБОДЫ СЛОВА.

(На конференции выступил независимый журналист Бобомурад Абдуллаев. В своей речи он назвал президента Ислама Каримова диктатором, а печатные издания «Правда Востока» и «Народное слово» - газетами, в которые «стыдно заворачивать даже тухлую рыбу». Это и стало поводом для выступления Рустама Шагулямова).

- Почему вы сюда приходите и говорите, что все плохо? У нас в 1997 году было всего 287 газет и журналов, а сейчас у нас их 800! Почему? Ну, можно говорить, критиковать, но не надо так говорить. Газеты «Народное слово», «Правда Востока» там же работает коллектив, тоже ваши коллеги.

Почему вы говорите, что эти газеты такие грязные, говорите истину, что эти газеты не читают и так далее. Так, когда вы говорите, будьте культурными, товарищи. Ну, я согласен с тем, что Ало Максумович (прим.редактора: Ало Максумович Ходжаев, публицист) говорит, пусть подаст в суд. Кто возражает? Бобомураду говорю, чтобы он тоже подал в суд.

В Ташкенте 15 радиоканалов! Организовали Союз журналистов, организовали. Организовали негосударственные СМИ, организовали. У нас есть Ассоциация иностранных журналистов. А что вы еще хотите, ребята? У нас 19 объединений журналистов по республике! В Бухаре -3, в Самарканде - 4 ,в Ташкенте - 6, во всех областях есть.

Кто вам мешает? Так нельзя, надо быть объективными. Сказать, что то-то есть, а с тем-то нужно решить вопрос. А вы говорите, что вы патриоты! Какие вы патриоты, если вы не признаете то, что делает государство? Вот выступает сейчас Бобомурад и говорит, что президент - диктатор. Какое он имеет право сказать диктатор? Это же оскорбление! Не имеет права!

Против Узбекистана начали говорить. Вы, товарищи, поймите, теперь и другие товарищи тоже понимают, что есть какие-то сдвиги у нас.

Записала Наталья Бушуева, независимый журналист

freeuz.org

Предыдущая статьяСНГ: Вотчина Туркменбаши
Следующая статьяТрансграничные воды. Страны Центральной Азии нуждаются в концепции интегрированного управления водными ресурсами