CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

freeuz.org

Народ сам разберется?

20 октября 2004

Народ сам разберется?

Бахтиер Шахназаров, Комитет свободы слова и выражения (Ташкент, Узбекистан).19.10.2004

В последнее время в прессе некоторых сопредельных с Узбекистаном странах, а также на интернет-сайтах появилось много статей о проблемах на узбекско-киргизской границе.

Последняя из них появилась 18 октября, автором которой является С.Абдылдаев. Статья называется «Кыргызстан и Узбекистан: пограничный тупик вечной дружбы». Касаясь проблем узбекских анклавов, автор пишет: «Более того, обжитые и отстроенные за десятилетия руками местного узбекского населения анклавы, с точки зрения морального права Ташкент считает уже собственной территорией. Результатом затягивания в решении этой проблемы является сегодняшняя тупиковая ситуация, сложившаяся на переговорах в рамках двусторонней межправительственной комиссии по делимитации и демаркации госграницы».

К сожалению, в узбекской прессе не освещаются приграничные проблемы, народ просто не знает о том, как идет процесс делимитации границы. В отличие от жителей Киргизстана, которым каждый инцидент на границе становится известным в самых мельчайших деталях, даже с явно надуманными фактами, граждане Узбекистана почти ничего об этих инцидентах не знают, кроме, конечно, жителей близлежащих населенных пунктов, где случился инцидент.

Отношение к такому деликатному вопросу, как пограничные проблемы и освещение их в средствах массовой информации требует от авторов статей большой ответственности, ведь одно неуместное слово может накалить и без того напряженную обстановку. Но, когда безответственные заявления звучат из уст государственных деятелей очень высокого ранга, невольно приходишь к мысли, что по сравнению с ними ошибки, допускаемые журналистами незначительные.

Все хорошо помнят слова премьер-министра Киргизстана Николая Танаева, сказанные с трибуны парламента страны в начале сентября. Поддержав требования депутата Исмаилова, он сказал, что узбекский анклав Шахимардан является исконно киргизской территорией и они поставят вопрос о его возвращении узбекской стороной во время переговоров по делимитации границы.

Что это, наивность больших политиков или старание приобрести политические очки за счет нагнетания обстановки между двумя братскими народами? Скорее всего, и то и другое.

В связи с этим мне вспомнились турецкие события десятилетней давности. В 1994 году между Турцией и Грецией чуть было не возникла война из-за спорной территории, которая состояла всего лишь из двух скал на Эгейском море. Осенью началась своеобразная игра в «установление знамени» на этой территории.

Спор дошел до того, что военные корабли и авиация Турции и Греции сосредоточились вокруг этих скал. Тогдашний премьер-министр Турции Тансу Чиллер, выступая по телевидению, заявила: «Мы являемся хозяевами собственной земли. У Турции нет даже маленького камушка, который мы могли бы отдать соседям».

В инцидент вмешались крупные державы, конфликт был улажен мирным путем.

До образования союзных республик территория Центральной Азии имела одно общее название - Туркистан, который в 1924 году был разделен на три республики. 27 октября 1924 года были образованы Узбекская и Туркменская Советские Социалистические Республики. Казахская автономная ССР и Кара-Киргизская автономная области были переданы в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В 1929 году из состава Узбекской ССР вышла Таджикская АССР и она была преобразована в суверенную республику - Таджикскую ССР.

На прошедшем в декабре 1936 года очередном съезде Компартии СССР было объявлено о победе социализма в стране и принята новая Конституция СССР. Как свидетельство того, что народы СССР имеют право на самоопределение, 5 декабря 1936 года была образована еще одна советская республика - Киргизская ССР. Так исторически сложилось, что после образования Киргизской ССР, ей была передана из состава Узбекистана вся территория, которая составляет сейчас южную часть нынешнего Киргизстана.

Таким образом города Ош, Джалал-Абад, Узген, Араван и т.д., в которых в основном проживали узбеки, были переданы новой социалистической республике. Старшее поколение, которое стало свидетелем установления границы, помнит слова тогдашнего первого президента Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева, который говорил, что, несмотря на то, что часть территории передается в состав Киргизской ССР, население будет жить в одной стране - СССР и граница между двумя республиками будет чисто символической.

Что и было на самом деле до приобретения данными республиками независимости вплоть до установления между ними визового режима в 2000 году. Исходя из того, что киргизский народ в основном вел кочевой образ жизни в горах, горы Ферганской долины и прилегающие территории были отданы в состав Киргизской ССР. Речки и арыки образовали естественную границу между двумя братскими республиками.

В отличие от Киргизстана узбекская сторона не ставит вопрос о возвращении переданных территорий, так как после приобретения независимости Узбекистан объявил, что никаких территориальных претензий к своим соседям не имеет. Да, и международное сообщество в лице ООН признает границы стран в нынешнем виде.

Сейчас ведутся работы по делимитации границы, так как государственная граница должна иметь четкие контуры. Этот вопрос стал особенно актуальным после установления визового режима.

Процедура делимитации границы отнюдь не означает постановку вопроса об уступке больших территорий, каковыми являются вышеуказанные города или узбекские анклавы. Любая такая попытка может привести к очень печальным последствиям.

Во времена бывшего Советского Союза в Ферганской долине границы между тремя странами Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизстаном были символическими. Любой человек мог спокойно пересекать их без каких-либо документов. Что касается пастбищ, то существовало долгосрочное соглашение между Узбекистаном и Киргизстаном, благодаря которому узбекские чабаны с конца весны до начала осени пасли скот на пастбищах горных долин на юге Киргизстана. Как говорят, после истечения 25-летнего последнего срока соглашения в середине 1990-х годов, новых соглашений заключено не было.

Жители приграничных поселений Узбекистана исторически пасли свой скот на территории сопредельной советской республики. Всем ясно, что с наступлением жары в долине не остается травы для скота, поэтому его перегоняли в горы. Так было из покон веков. Сейчас из-за того, что территория Узбекистана заканчивается у подножия гор, можно представить с какими огромными трудностями выкармливания скота сталкиваются жители приграничных сел Ферганской долины Узбекистана.

Очень затруднен проезд граждан Узбекистана в анклав Шахимардан, который находится в глубине территории Киргизстана. В анклаве есть два села - Шахимардан и Ярдан, 99% населения которых составляют узбеки.

Из-за особых климатических условий Шахимардан является зоной отдыха жителей долины во время летнего зноя. Чтобы доехать до него, приходится ехать по территории Киргизстана более 20 километров. Кстати, вся дорога содержится за счет Узбекистана.

И летом и зимой на протяженности всей дороги автомобили с узбекскими номерами останавливают киргизстанцы в штатском на «импровизированных» постах, каких можно сосчитать в летний сезон около 10, вымогая у граждан Узбекистана деньги. Автор этих строк лично сам был свидетелем таких поборов в 2001 и 2002 годах.

«Очень много жалоб поступает от узбекских граждан на незаконные действия киргизских пограничников и сотрудников правоохранительных органов, которые вымогают деньги», -говорил еще в 2002 году начальник пограничного поста «Вуадиль» :

Из-за вымогательств на дороге, проходящей по киргизской территории, количество выезжающих на отдых в Шахимардан катастрофически упало. Это сказалось на благосостоянии жителей как узбекских, так и киргизских сел.

Немецкой туристической фирме, которая намеревалась вложить средства на развитие Шахимардана, пришлось свернуть свою деятельность, когда она столкнулась с проблемами пересечения границыю.

К сожалению, незаконные действия в отношении жителей допускают как киргизская, так и узбекская стороны. Но не всегда следует их винить.

1 октября на пограничном посту «Гова» на северо-западе Наманганской области произошел инцидент, свидетелем которого стал автор этих строк. Жители нескольких киргизских сел переходят ежедневно через данный погранпост в сторону киргизского райцентра, так как другой дороги туда просто нет.

Как сказали узбекские пограничники, отсюда три раза в день проезжает киргизский рейсовый автобус. Всех пассажиров регистрируют, проверяют тех, кто имеет большие грузы, как и положено.

1 октября около 2 часа дня подъехал рейсовый автобус марки «ПАЗ», из него вышли около 10-12 человек. Пограничники начали проверять их. Один из пассажиров, Авазбек Маматов, житель села Кок-таш, отказался показать пограничникам большой пояс вокруг живота.

В ответ на требование пограничника он набросился на него, началась потасовка. Прибежавшие к ним несколько жителей Киргизстана и узбекские пограничники разняли их. Зачинщик потасовки перебежал через шлагбаум на территорию Киргизстана, за ним последовали несколько пограничников, однако остановили преследование, так как Авазбек Маматов уже находился на территории сопредельного государства. Все произошло в течение 15-20 секунд.

Как сказал позже пограничник, во время проверки Маматов сказал, что у него в поясе находятся узбекские деньги. В связи с постановлением Кабинета Министров Узбекистана вывоз за границу узбекской валюты ограничен, поэтому Маматов набросился на пограничника, когда он попросил показать ему содержимое пояса.

Пограничники имели право применить огнестрельное оружие при нападении на них. Однако, действуя хладнокровно и думая о последствиях, они его не применили.

Через несколько минут на пост прибыли начальник поста, его заместитель и несколько солдат. Они вместе с находившимся на месте события заместителем главы Кок-ташского местного самоуправления Кумарбеком Жармановым начали расследование инцидента. По оставшемуся в руках пограничника паспорту нарушителя была выявлена его личность. В конце концов, договорились о том, что Маматов придет к пограничникам и попросит прощения.

Пока шли переговоры, некоторые пассажиры рейсового автобуса начали возмущаться. Двое женщин отказались подчиниться приказу пограничника отойти из зоны контроля и начали спорить с солдатом. С помощью нескольких узбекистанцев, в конце концов, удалось их успокоить и уговорить отойти за столб.

Одна пассажирка возмущенно кричала, что их все время проверяют на границе узбекские пограничники, тогда как на киргизской стороне погранпоста вообще нет.

Житель Узбекистана стал успокоить ее, сказав, что такие напряжения надо улаживать совместно, быть терпимыми и беречь дружбу между двумя народами.

Пока государственные лица Киргизстана заявляют территориальные претензии к Узбекистану, а в Узбекистане отсутствует транспарентность, открытость в вопросах приграничных проблем, ничего сильнее, кроме народной дипломатии, пока не имеется.

freeuz.org

Предыдущая статьяГенсек НАТО Яап де Хооп Схеффер: Физическая отдаленность не может быть препятствием для нашего сотрудничества
Следующая статьяЕсть вещи поважнее героина...