КОНЕЦ ИРАНСКОГО ДОЛГОСТРОЯ
Николай Пахомов, "Политком.ru"
В конце прошлой недели пришло известие о ещё одном успехе российской дипломатии, причём успехе как политическом, так и экономическом. Достоянием общественности стала информация о фактическом завершении работ, проводимых в основном российскими специалистами, по строительству АЭС в иранском Бушере. Даже в сегодняшней непростой обстановке вокруг ядерной программы Ирана Россия, завершив иранский долгострой, имеет все шансы увеличить свой международный авторитет, сохранив при этом перспективы получения материальных и геополитических выгод на азиатском континенте.
Вначале коротко об истории проекта: в 1995 году российской стороне удалось заключить с Ираном договор о достройке первого энергоблока иранской АЭС в Бушере. Строительство данной станции началось ещё при правлении шаха в середине 1970-х годов. Большинство работ вел тогда немецкий концерн "Сименс", завершение строительства планировалась на 1980 год. Однако после исламской революции практически законченные работы были заморожены, а в ходе последовавшей ирано-иракской войны многое из уже сделанного было разрушено иракской авиацией.
В 1995 году наблюдатели сходились во мнении, что у Москвы крайне мало шансов заработать те 800 млн. долл., которые предусматривал заключённый с Ираном контракт. Сомнений в квалификации российских специалистов не возникало, беспокоило другое - резко негативное отношение к строительству США. Так, тогдашний госсекретарь Уоррен Кристофер однажды заявил: "Россия будет глубоко сожалеть о том дне, когда было принято решение о её сотрудничестве с террористическим государством".
Однако прошло менее десяти лет, и реактор был построен. Следует учесть, что все эти годы проект носил и символический характер - он был своеобразным залогом партнёрских отношений России и Ирана, для стремительно развивающейся экономики которого значение построенной АЭС исключительно велико. Более того, сегодня всё активнее ведутся разговоры, что сотрудничество двух стран может быть продолжено главным образом в налаживании транспортного и инфраструктурного коридора из Европы через Россию и Иран в Индию и в дальнейшем в Юго-Восточную Азию, причём в случае успешной реализации данного проекта Россия может получить неоценимые преимущества.
Строительство в Бушере продемонстрировало, что Россия твёрдо придерживается своих обязательств, обладает потенциалом для высокотехнологического сотрудничества и выполнения заказов, аналогичных иранскому. Более того, работа АЭС в Бушере будет требовать привлечения российских специалистов и в дальнейшем, а это - дополнительные прибыли российским компаниям и бюджету.
Если говорить о политических последствиях завершения строительства в Бушере, то их несколько. Во-первых, мир увидел, что активное недовольство США не является препятствием на пути взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Во-вторых, Россия сегодня может играть решающую роль в деле "усмирения" Ирана. В настоящий момент фактически Россия - единственное государство, способное заставить Иран придерживаться международного режима нераспространения. США, имея самую большую и боеспособную армию в мире, не могут добиться того, что не является проблемой для российских дипломатов.
В-третьих, для России может быть исключительно важно стратегическое партнёрство с Ираном в деле решения проблем безопасности страны. Здесь стоит вспомнить о взаимной помощи двух государств в борьбе как с международным терроризмом, так и с международной наркомафией. Сотрудничество с Ираном способно резко увеличить роль России в Азии, оттеснив на второй план Китай. Ради этого стоит, пожалуй, пойти и на обострение отношений с США.
19.10.04