Президентские выборы будут в этом декабре
Казахстанские власти начали зачистку политического поля республики
Мухаметжан АДИЛОВ, RESPUBLIKA, 14.01.2005
Как сообщают нам наши источники в Астане, на властном Олимпе царят хаос и растерянность. Ни сотрудники Администрации президента, ни так называемые "силовики", не говоря уже о чиновниках на местах, никак не могут понять, зачем и почему после многомесячных заигрываний и громких обещаний политических перемен власти дали "задний ход" и атаковали оппозицию.
Ведь уже есть, казалось бы, печальный опыт осени 2001 - конца 2003 года, когда все попытки запретить, раздавить, уничтожить "Демократический выбор Казахстана" и независимую прессу закончились безрезультатно. Более того, действия чиновников, направленные на ограничение прав и свобод граждан, в том числе свободы слова и собраний, нанесли республике невосполнимый морально-политический ущерб. И если раньше мировое общественное мнение было склонно расценивать проявления "управляемой демократии" как пережитки прошлого, которые Казахстан, в конце концов, изживет, то теперь нас почти приравнивают к Беларуси или Туркменистану.
Еще большие потери понесла власть внутри страны. Если раньше ДПК "Ак жол" пыталась играть роль "конструктивной" оппозиции, то теперь заявления ее лидеров по жесткости, прямолинейности и кардинальности требований не уступают ДВК. Другим следствием аморальных и незаконных действий власти стал раскол в лагере главы государства и исход оттуда ряда видных деятелей.
"Единения" не получилось Между тем, последние силовые акции властей вполне логичны, последовательны и необходимы. Весь 2004 год Нурсултан НАЗАРБАЕВ балансировал между желанием раздавить оппозицию и необходимостью договариваться с нею. И, возможно, он даже пошел бы ей на уступки, если бы она согласилась принять установленные им правила политической игры.
Интересно, пытался ли кто-нибудь из ответственных работников Администрации президента сформулировать и изложить правила "управляемой демократии" на бумаге? Но если такие намерения и осуществлялись, их результаты наверняка спрятаны под грифом "совершенно секретно".
В то же время то, чего хотел Нурсултан Абишевич, можно установить по заявлениям его самого и его "соловья", а также непосредственным действиям властей, которые стремились когда уговорами, когда принуждением, когда обманом заставить оппозицию принять эти правила игры.
Что хотела власть от демократической оппозиции?
Во-первых, чтобы она признала политический приоритет главы государства и лидера РПП "Отан", то есть стала оппозицией Его величества. Во-вторых, чтобы согласилась с тем, что все политические инициативы могут реализовываться только через президента, который один имеет право решать, быть им или нет. В-третьих, чтобы отказалась от критики Назарбаева, в том числе по таким болезненным темам, как соучастие в коррупционных преступлениях. В-четвертых, чтобы не смела покушаться на авторитет первого лица и безоговорочно признала его исторические заслуги.
Если бы лидеры демократической оппозиции приняли участие в НКВД под руководством Булата УТЕМУРАТОВА и начали активно просить Нурсултана Абишевича, то он, может быть, сделал даже больше, чем уже пообещал. Однако "единения" вокруг первого президента не получилось, и он встал перед дилеммой - уступать дальше или крепче зажать власть в своих руках.
Президент определился Судя по "новогоднему" наступлению на Народную партию "Демократический выбор Казахстана", Фонд Сороса и ряд независимых СМИ, президент определился. В Астане говорят, что больше всего этим довольны нынешний аким Алматы Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ, премьер-министр Даниал АХМЕТОВ и олигарх Александр МАШКЕВИЧ. Все же остальные пребывают в растерянности.
Но не будем наивными. Как бы ни была влиятельна "великая троица", решение уничтожить на корню ДВК наверняка принял сам Назарбаев. И надо признать, что поступил он не просто логично и грамотно, но и в создавшихся условиях единственно правильно.
Уступить требованиям оппозиции (в том числе освободить Галымжана Жакиянова, разрешить вернуться в страну Акежану Кажегельдину, пересмотреть неправедные приговоры по политическим мотивам, провести заново выборы в парламент и честно провести президентские выборы) он просто не может.
В то же время отмалчиваться и не обращать внимания на оппозицию тоже не получается - это все чаще расценивается как слабость, в первую очередь чиновниками, что неизбежно ослабляет президентскую "вертикаль". Более того, непримиримость оппозиции становится опасной, поскольку та вполне способна использовать фактор "Казахгейта" и получить поддержку западных демократий, воодушевленных результатами "оранжевой революции" на Украине.
Отсюда вполне закономерный вывод: как опытный политик, много лет боровшийся за власть и вот уже пятнадцать лет удерживающий ее в своих руках, Нурсултан Абишевич решил бороться до конца.
Власть не отдают, а завоевывают Положа руку на сердце, нельзя сказать, что он не прав. Видимо, власть такая штука, которую не отдают, а завоевывают. По-крайней мере в странах, где большинство граждан аполитичны, безмолвны и лишь формально являются избирателями. Другое дело, что во имя сохранения себя у власти президент может перейти ту незримую черту, которая определяется отнюдь не законами и юридическими правилами, а некими неписанными морально-этическими нормами.
Проблема в том, что, уничтожая оппозицию и независимую прессу, ему придется "бить" по живым людям. И, слава Богу, что до сих пор никто из оппозиционеров не погиб в результате преследований властей. Подозрения, имевшие место после гибели в результате автомобильных наездов Нури МУФТАХА и Асхата ШАРИПЖАНОВА, пока остаются только подозрениями. Однако теперь число репрессированных по политическим мотивам должно резко возрасти, иначе не удастся заставить замолчать членов ликвидированных партий.
И вот здесь возникает вопрос - насколько агрессивно будет действовать государственный аппарат, если его в массовом порядке бросят на защиту правящего режима? Ведь понятно, что сегодня задачей номер один для Назарбаева является победа на президентских выборах. Если он потерпит поражение, то будет вынужден отвечать за все содеянное, причем перед людьми, негативно настроенными по отношению к нему.
А это означает, что своевременно принятый Закон "О первом президенте" не сможет защитить ни его самого, ни его семью, ни оставшихся верными соратников. Опыт нашей страны показал, что при наличии политической воли и послушных чиновников повернуть закон так, как требуется, не проблема. И на фоне угрозы потери единоличной власти все остальное - вроде плохих оценок ОБСЕ, негодования международной общественности, предупреждений Госдепартамента и воплей оппозиции - просто мелочь.
Уж больно много стоит на карте - единоличная власть в Республике Казахстан. Такую ставку переоценить невозможно. Тем более что, если планы Нурсултана Абишевича по развитию нефтяного сектора будут реализованы полностью, президент будет контролировать добычу 150 млн. тонн нефти в год, которые будут стоить не менее $30 млрд., и единолично распоряжаться Национальным фондом, куда будет ежегодно попадать не менее $5 млрд.
И поэтому можно предположить, что власть сделает все возможное и невозможное, чтобы заставить оппозицию и независимую прессу замолчать. А это значит, что нужно снова ждать угроз, поджогов, избиений и даже убийств инакомыслящих.
Пять задач для победы Таким образом, глава государства, видимо, принял единственное для себя решение - держаться за власть, чего бы это ему ни стоило. А судя по тому, что "удар" по Народной партии "Демократический выбор Казахстана" уже нанесен, президентские выборы состоятся в декабре 2005 года. Эта версия подтверждается и полученной нами информацией: акиматы областей кое-где уже получили указание к ним готовиться.
Но чтобы победить, глава государства должен будет решить несколько задач.
Во-первых, ему необходимо разгромить оппозицию. Перед парламентскими выборами был нанесен удар по Компартии Казахстана путем создания партии-клона во главе с Владиславом КОСАРЕВЫМ. Народную партию ДВК, видимо, расколоть не удалось, поэтому власть использовала вариант ее ликвидации по требованию прокуратуры. Теперь стоит опасаться раскола в ДПК "Ак жол", работа против которой наверняка ведется.
Во-вторых, президенту нужно воспрепятствовать выдвижению единого кандидата со стороны оппозиции. Особенно такого проходного, как Жармахан ТУЯКБАЙ. Наверняка ему будет предложено вернуться во власть, например председателем Сената парламента, а если он не согласится "упасть", то против него возбудят парочку уголовных дел и таким образом до участия в выборах не допустят. Кстати, другой возможный кандидат от оппозиции Заманбек НУРКАДИЛОВ уже почти "отстрелян", поскольку дело об оскорблении чести и достоинства президента наверняка будет доведено до судебного решения.
В-третьих, президенту необходимо заставить замолчать независимую прессу. В том числе газету "Республика". И мы подозреваем, что на этот раз власть не будет оглядываться ни на что и ни на кого, лишь бы мы больше не писали про "Казахгейт", коррупционные скандалы и другие "невинные" шалости Семьи. Кстати, поэтому мы не очень удивились, услышав о проблемах главного редактора газеты "Время", которого вынуждают отдать свое издание и уйти - если зачищать медийное пространство от "сорняков", то уж начисто.
В-четвертых, президенту необходимо найти внешнеполитический "зонтик", который прикрыл бы его от негодования международного общественного мнения. На этой неделе в Казахстан прилетел президент России Владимир ПУТИН, по официальной версии - покататься на горных лыжах. А недавно с таким же частным визитом в наших горах отдыхал президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО. Судя по всему, в виду отсутствия выбора наш глава государства с внешнеполитическим вектором окончательно определился.
В-пятых, президенту необходимо реализовать ряд мер внутриполитического характера, вроде выборов акимов низшего и среднего звена, которые позволят "спустить пар" в обществе.
Если же экономическое положение страны в 2005 году не изменится, например, в результате катастрофического землетрясения, резкого падения стоимости нефти и газа или банкротства одного из системообразующих банков, и при условии, что судебный процесс по делу "Казахгейта" не завершится до конца текущего года, Нурсултан Назарбаев имеет все шансы стать Вторым президентом РК, пусть даже за него проголосуют чуть более половины избирателей.
...Скорее всего, Нурсултан Абишевич, как опытный политик, на это и рассчитывает. Даже если выборы пройдут крайне нечестно, все равно власть останется в его руках. Но понимает ли он, что пошел ва-банк, когда начал уничтожать оппозицию и независимую прессу? Понимает ли он, что в борьбе за власть речь пойдет не просто об использовании государственного аппарата в своих целях - это происходит сплошь и рядом, а о том, что он будет вынужден заставлять своих подчиненных совершать преступления против людей? И идет ли он на это сознательно?..