CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

politjournal.ru

Россия теряет СНГ

25 января 2005

Оксана ФАДЕЕВА, Политический журнал

Россия теряет СНГ

Что будет с интеграцией после Майдана

Сегодня уже нельзя говорить об интеграционной роли Москвы на всем постсоветском пространстве. Планка снижена до объединения с тремя ближайшими соседями - Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Но после фиаско на выборах украинского президента Москва теряет шансы: проблемы политики Кремля как внутри страны, так и за ее пределами делают Россию все менее привлекательной в качестве объединительного центра на пространстве бывшего Советского Союза.

Нас оставалось только двое

Свой первый внешнеполитический визит в наступившем году Владимир Путин совершил в Алма-Ату. Нурсултан Назарбаев радушно принял российского коллегу, а всего через несколько дней еще и навестил его в Кремле. Казахский лидер хорошо понимает, что не ровен час, утопающий и спасатель могут поменяться ролями.

Результатом вояжа в Москву казахстанского президента стало подписание договора о границе. А вот турне Путина в Алма-Ату внешне выглядело очень странно. Во-первых, встреча состоялась всего за неделю до приезда в Москву Назарбаева. Во-вторых, журналисты могли наблюдать лишь несколько минут так называемого протокола официальной встречи двух президентов. Все остальное - частная программа, большая часть которой проходила на горнолыжном курорте Чимбулак. При этом официальные представители Кремля с небывалым упорством отрицали, что президенты будут кататься на горных лыжах, но «на всякий случай» в свите Путина присутствовал врач-травматолог, всегда сопровождающий главу государства во время его горнолыжных турне.

Визит российского президента в Казахстан, разумеется, не случаен. После смены власти на Украине это среднеазиатское государство остается наиболее надежным внешнеполитическим партнером Москвы. Вот только вряд ли стоит обольщаться относительно стремления Назарбаева создать объединение из четырех бывших советских республик. Интересы Казахстана гораздо прозаичнее. В рамках «четверки» частные казахские компании могут получить немало экономических дивидендов. Например, перевозить свои грузы по России по тем же железнодорожным тарифам, как и наши компании.

Но есть и политические мотивы, заставляющие официальную Астану стремиться к объятиям с Москвой. Президентское кресло Назарбаева зашаталось. В США набирает силу «Казахгейт» - дело о даче американским чиновником взятки Назарбаеву за льготы в нефтяных контрактах. Через год-два (сейчас идут дебаты о сроках) в Казахстане должны пройти президентские выборы, и кто сядет в президентское кресло - пока не ясно.

Юридически Назарбаев не имеет права на переизбрание. А казахская оппозиция, вдохновленная украинским опытом, сплачивает ряды. Три ведущие оппозиционные партии создали Координационный совет демократических сил и намерены выдвинуть единого кандидата на предстоящих выборах. Казахские власти не могут не видеть возникающей перспективы лицезреть киевский майдан где-нибудь в Алма-Ате или Астане. В Казахстане уже начались налоговые преследования представительств Фонда Сороса, сыгравшего, как известно, немаловажную роль в «оранжевой революции» на Украине.

Не удивительно, что Путин и Назарбаев сейчас находят как никогда много точек соприкосновения: казахстанскому президенту как воздух нужна поддержка России. Кремлю, кроме как на Назарбаева, на постсоветском пространстве больше уже не на кого положиться. Если он не сможет сохранить за собой президентское кресло или не оставит вместо себя надежного преемника, идея формирования объединения лопнет как мыльный пузырь. А одиночество на пространстве бывшего СССР будет означать для России роль второразрядной страны.

Влияние, которое мы потеряли

В самом начале президентского правления Путина еще оставалась надежда на то, что Россия станет консолидирующим звеном на постсоветском пространстве. Но для этого недостаточно заниматься «разводками» между кандидатами на пост главы Абхазии и принимать участие в параде накануне первого тура президентских выборов на Украине. Нужны еще политические и экономические козыри. Российское правительство фактически расписалось в неспособности довести темпы роста экономики до планируемых показателей, даже несмотря на беспрецедентно высокие нефтяные цены. Отток капитала из страны, по данным Центробанка, в 2004 г. в четыре раза превысил показатели 2003-го. По темпам экономического роста среди стран СНГ Россия занимает одно из последних мест. А в лидерах - Украина, Таджикистан и Белоруссия.

Понимая, что они могут не только жить без России, но и диктовать ей свои условия, бывшие советские республики легко хоронят аморфное объединение, в котором никто особо и не нуждался. Кроме, конечно, самой России, которая с помощью СНГ пыталась сохранить свое геополитическое влияние на постсоветском пространстве, а также Белоруссии, путь на Запад которой при Лукашенко заказан. Голосов из «содружества» не было слышно уже во время «революции роз» в Грузии. А к украинским выборам все напрочь забыли, кто в СНГ председатель. А им, между прочим, является Владимир Путин. Теперь Кремль даже не скрывает своего глубокого разочарования по поводу фактической гибели СНГ. В беседе с представителями прессы во время недавнего визита в Казахстан Владимира Путина его помощник по международным вопросам Сергей Приходько, обычно старающийся успокоить журналистов, был прямолинеен: «Нас и наших партнеров не может не беспокоить ослабление СНГ».

Почувствовав неспособность возродить былую империю, Кремль уменьшил масштаб задач. Создание Единого экономического пространства из четырех государств - России, Белоруссии, Казахстана и Украины - шаг назад со стороны Москвы, стремящейся использовать последний шанс сохранить свое влияние хотя бы на части постсоветского пространства. Не получилось из двенадцати, так давайте хотя бы попытаемся объединить четырех. Здесь Москва уже понимала, насколько велика ставка, и с самого начала прилагала все возможные усилия для создания ЕЭП. «Для того чтобы сделать «четверку», у нас есть максимум 3-5 лет. Сейчас или никогда», - говорил один из высокопоставленных чиновников Белого дома в частной беседе еще до президентских выборов на Украине.

После поражения России на этих выборах ничего катастрофического с точки зрения сотрудничества между двумя государствами и даже создания Единого экономического пространства не произошло. В ЕС Украину не ждут. Как заявила на днях спикер Еврокомиссии Франсуаз Ле-Бей, Еврокомиссия не рассматривает возможность вступления Украины в Европейский союз. Лидеры украинской революции тоже сделали довольно прозрачные заявления. «Интеграция на восток должна формироваться на тех принципах, которые устраивают наших партнеров - Россию, Белоруссию и других. Мы за формализацию наших отношений», - заявил Виктор Ющенко на встрече с представителями российских СМИ в конце декабря в Киеве. Но тут же добавил: «Однако мы выступаем против использования принципов, которые блокировали бы нам дорогу к реализации наших интересов на других рынках мира».

Это заявление нового президента Украины означает, что Ющенко достаточно прагматичен, чтобы не отказываться от существующей экономической интеграции с Россией. В то же время никакого наднационального органа, о создании которого так мечтали в Москве и который мог бы означать не только экономическую, но и политическую интеграцию, не будет. «Четверке» не уготована судьба Евросоюза, который через экономическое объединение пришел к объединению политическому. Россия может рассчитывать только на то, что при более удачном раскладе она станет одной из равных в создающемся альянсе, где «дружить» будут только экономиками.

politjournal.ru

Предыдущая статьяСТРОИТЕЛИ ТРАНСКАРАКУМСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ АШХАБАД-ДАШОГУЗ ПРОШЛИ ПОЛОВИНУ ПУТИ
Следующая статьяОппозиционеров обвиняют в нарушении общественного порядка