Гульжан ЕРГАЛИЕВА, "Навигатор-2", Дата публикации: 4 маpта 2005 г.
Испытание оппозицией
Для Казахстана испытание властью уже позади. Иллюзий в отношении нее, как это было 10 лет назад, у многих поубавилось. Теперь наступило время испытания оппозицией, и этот процесс нельзя отменить. Оппозиция тоже "продукт" Назарбаева - она появилась и выросла вследствие провалов режима, оппозиция признана населением на парламентских выборах, а все события вокруг нее становятся популярными в одночасье.
Когда-то чуждое слово "оппозиция" сегодня стало привычным в нашей жизни. Но отношение к оппозиции в нашем народе разное. Кто-то по старой привычке оппозиции боится. Многие просто равнодушны ко всему. Есть и жесткие критики оппозиции.
Однако и те, и другие, и третьи даже не подозревают, насколько сильно зависит их собственная жизнь от деятельности оппозиции в стране. У нас, пожалуй, больше нет такого значительного рычага влияния на власть, как оппозиция. Нельзя же, в самом деле, принимать всерьез заверения власти в том, что Казахстан процветает исключительно благодаря ей. Страна "обогащается" по остаточному принципу от несметных доходов семейно-клановой экономики. И не более.
Именно политическая конкуренция с оппозицией заставляет власть периодически делать "рывки". Как правило, они происходят в решающие предвыборные годы, как теперь. Вот и сейчас Назарбаев в своем послании народу пообещал социуму много благ, потому что не на шутку встревожен заявлением оппозиции выступить на президентских выборах. Чем больше обещаний дает президент, тем больше тревога Назарбаева.
Поэтому народ вообще-то должен быть благодарен оппозиции, потому что она вместе с международными институтами пытается заставить власть сделать свои обещанные "десять шагов навстречу простым людям". И хотя невероятно трудно сдвинуть с места глубоко сидящую в коррупции и авторитарности власть, она все-таки уже сподобилась на какие-то слова о реформах.
Оппозиция напрягает, подгоняет власть. И та, огрызаясь и кусаясь, все-таки вынуждена шевелиться. Вот уже 10 лет режим находится под огнем критики оппозиции и оппозиционной прессы. Благодаря такому политическому контролю Казахстан пока еще не стал Туркменистаном. Хотя мы, как государство светское и демократическое, просто обязаны иметь политическую оппозицию и независимую прессу. А власть должна позаботиться об их существовании - таковы правила демократии.
***
Власть в Казахстане не прошла испытание оппозицией, не хватило мудрости. Трудно вспомнить хотя бы один период, когда она была бы в цивилизованных отношениях с оппозицией. Уже нормой стали атаки власти на оппозицию, и это за много лет сформировало устойчивое мнение, что она боится оппозиции, поэтому ее уничтожает.
Трудно понять, почему президент так ошибся в поведении с оппозицией. Если бы известная мудрость "сделай врага своим другом" посетила его вовремя, то сегодня термин "управляемая демократия", которую так любят его советники, был бы вполне уместен. Был бы закон об оппозиции с данными ей правами и обязанностями, была бы культура публичной политики, были бы в парламенте оппозиционные фракции, то тогда действительно демократия в Казахстане управлялась бы соответствующими правилами.
Но все же не так. Не говоря уже о политических заключенных. И, как известно, что посеешь - то пожнешь. Отношение оппозиции и ее сторонников к власти такое же, как отношение власти к оппозиции - враждебное. Общество раскололось - это тоже результат "успешного развития Казахстана".
***
И оппозиция, в свою очередь, проходит испытание. Потребовалось немало времени, чтобы в Казахстане созрела реальная политическая сила, претендующая на власть. Эта сила сегодня занимается созданием базовых принципов реальной демократии в Казахстане. Суть их заключается в том, чтобы убедить общество в преимуществах предлагаемой антиназарбаевской системы власти, а к президентским выборам представить своего кандидата - Антинурсултана. Почва для разрушения мифов о суперпрезидентской власти и формирования нового политического менталитета в общественном сознании вполне благоприятная, и значительная часть населения страны живет в режиме ожидания смены президента на предстоящих выборах.
Примечательно, что сегодня оппозицию возглавляют политики, вышедшие из власти. Это люди, которые вполне серьезно и решительно будут бороться за руководство страной. Такие опытные чиновники в прошлом не стали бы заниматься безнадежным делом, хотя ставка очень высока. Сегодня они отдают многое, а взамен получают уголовные дела. Но есть нечто большее, что их не останавливает. Как, например, личная ответственность за страну, крайне редкое качество в рядах госаппарата.
***
Высокие амбиции и большие задачи обрекают оппозицию на постоянные испытания, возникающие извне и внутри. Ей приходится держать сильные удары от власти, но что гораздо сложнее - переживать болезни собственного роста. По своей природе оппозиция - это модель свободных общественных отношений. Сюда люди приходят по убеждению, и только это понятие их объединяет и стимулирует. Здесь нет карьерного и материального роста. Но разный интеллектуальный и социальный уровень в оппозиции порой тормозит общий процесс. Отсюда и разногласия в партиях. Но в отличие от власти, где свободомыслие вообще исключается, оппозиция гораздо ближе к демократическому строю. Здесь есть выборность и плюрализм.
Другая болезнь, которая местами охватила оппозицию, это "наполеонизм". В оппозиционных партиях периодически появляются деятели, которые используют оппозицию как средство восполнения собственной неполноценности - личностной и материальной. Они наносят огромный моральный ущерб всей оппозиции. Но такие люди быстро "просвечиваются" и, не успев подняться в глазах общества, тут же падают. В этом падении они порой тащат за собой и всю организацию.
Много сложностей создают конформисты. Когда-то термин "конструктивная оппозиция" часто употреблялся в Казахстане, но жизнь показала, что это понятие совершенно нежизнеспособно. Во-первых, авторитарная система в принципе не предполагает конкуренцию, и ей не нужны советчики-соперники. Во-вторых, в наших условиях, когда режим вошел в стадию саморазрушения, никакая другая конструкция ей не поможет, кроме усиления самодержавия. В Казахстане не может быть реальной конструктивной работы власти с обществом, это уже доказано неоднократно. Однако ошибочная ориентация на сотрудничество с властью вносит в ряды оппозиции серьезные разногласия, а кое-кто не прочь этим воспользоваться.
Поскольку режим не хочет иметь ни с кем партнерских отношений, он прибегает к старому и испытанному способу. В свете последних политических скандалов в обществе заговорили о неких спецпроектах власти по диверсификации оппозиции. И это похоже на правду. В оппозиции есть и провокаторы, и стукачи. Их задача - ослаблять и уничтожать оппозиционные организации или, на худой конец, возглавить процесс в нужном русле.
На парламентских выборах оппозиция представляла реальную угрозу власти. Но ее результаты оказались весьма скромными. И здесь не только поработала ЦИК, всячески снижая успехи оппозиции, но и "пятая колонна" в самой оппозиции. Из-за намеренно агрессивной и провокационной тактики, а также в результате идеологических манипуляций, давших юридический повод, была закрыта целая партия. Увы, такое нельзя списать на неопытность.
В другом случае ведутся активные попытки раскола внутри руководства партий. Сюда внедряются несколько "оппозиционеров", которые до поры до времени зарабатывают очки, рисуясь на пресс-конференциях и в СМИ. Они же захватывают бразды правления и в час пик объявляют наиболее авторитетных и влиятельных лидеров ренегатами или карьеристами. Марионеточные политсоветы под их началом послушно подписывают приговор и проводят зачистку реальных лидеров партий. А дальше грозную силу из сотен тысяч протестных людей можно, как Гапон, вести куда угодно. Последние "тряски" в оппозиционных партиях и есть результат такой работы.
Имена "троянских коней" известны в оппозиции, не все они на виду. Но время расставит все по местам.
***
Оппозиция в Казахстане находится в экстремальных условиях. Она переживает двойной прессинг - сверху и внутри себя. И если ее амбиции действительно созрели, то она должна пройти через все тернии, не загоняя внутрь болезни и не отводя взгляда от проблем. Ей придется избавляться от некоторых иллюзий. И чем быстрее, тем лучше, потому что наверняка спецслужбы уже запускают следующие проекты по диверсификации оппозиции перед предстоящей президентской гонкой, распределяя роли и задачи своим засланцам в оппозиции.
Шансы у казахстанской оппозиции твердо встать на ноги есть. Ее идеи выгодно отличаются от идеологии режима. Она нравится тем, что не врет. Ее невозможно заподозрить в корысти, до сих пор она только жертвовала.
И обществу уже пора отдать должное оппозиции. Именно она, как иммунитет, борется с "туберкулезом" власти. Лидеры оппозиции, положившие на плаху свободу и состояние, подали обществу мощный нравственный сигнал. Поэтому они популярны и имеют реальный авторитет. Феноменальным оказался, например, эффект Жакиянова. И власть, и оппозиция, и общество - все прошли испытание Жакияновым, проявив свою истинную суть. Он многих изменил в стране.
Казахстан прошел немало испытаний - и сталинскими лагерями, и ядерными взрывами, и отсутствием свободы: Сегодня страна проходит испытание бедностью и засильем коррупции. Испытание - это не обстоятельства, а способность нашего достоинства с ними справляться. Оппозиция - часть нашего достоинства, по ней тоже оценивают силу общества. А обществу обязательно придется пройти испытание оппозицией.