Революция отменяется. Пока
"Деловая Неделя", Казахстан
«Помню, Керенский уже в апреле, через некоторое время после приезда Ленина, как-то сказал, что он хочет побывать у Ленина, побеседовать с ним, и в ответ на недоуменные вопросы пояснил, что «ведь он живет в совершенно изолированной атмосфере, он ничего не знает, видит все через очки своего фанатизма, около него нет никого, кто хоть сколько-нибудь помог ему ориентироваться в том, что происходит». Визит, сколько мне известно, не состоялся...» Из записок деятеля кадетской партии В.Д. Набокова, отца известного писателя
В конце прошлой недели внимание большинства политических обозревателей было сосредоточено на выборах в Кыргызстане. Они открывают новый политический сезон и как бы должны (теперь уже были) просигнализировать о том, каким он будет - «революционным» или «консервативным». В расчет, правда, не брались прошедшие также в прошлое воскресенье таджикские выборы, которые, как и узбекские или туркменские, в известной мере выбивались из ряда «потенциально» взрывоопасных. Судя по тому, что пока в Бишкеке все спокойно, можно сделать предварительный вывод о том, что азиатские реалии наложили суровый отпечаток на атлантические планы. Впрочем, и в Украине все решил лишь второй тур...
Тем более что эстафету на будущие выходные принимают молдавские выборы. В этой стране президента избирает парламент, поэтому они - основные. Впрочем, у них есть принципиальные отличия от кыргызских. Во-первых, президент Воронин, хотя и коммунист, все-таки достаточно новый человек во власти, во-вторых - там нет такого социального напряжения, как у наших южных соседей, в третьих, он все-таки ориентируется в сторону Европы. Выступления кыргызских оппозиционеров накануне выборов, казалось бы, свидетельствовали по меньшей мере о готовности их бросить вызов действующим властям, которых они обвиняли в попытке построить «семейную вертикаль». Однако вот уже конец недели, а широкомасштабных протестов как не было, так и нет. Конечно, есть неблагоприятные отзывы о выборах, как есть и благоприятные, но не видно ни майдана, ни «Геть!» Нечего говорить и о Таджикистане, где жители, несмотря на крайнюю бедность, все же слишком недолго наслаждаются хрупким миром, чтобы считать, что революция может что-либо очень быстро решить. Г-н Рахмонов все-таки не Сапармурад Ниязов и вряд ли им станет, но ведь он тоже, по его словам, молодой и уходить из политики не собирается.
Судя по всему, выборы в Кыргызстане прошли по казахстанскому варианту парламентских выборов-2004, на которых ни оппозиция, ни пресловутый Запад себя проявить никак не смогли. В чем-то сходный прогноз ожидается и по Молдове, где, несмотря на относительную широту оппозиционного спектра, реального противостояния также не ожидается. Однако вполне вероятно, что такое затишье означает лишь сгущение туч перед настоящим испытанием - выборами президентскими, которые у наших соседей тоже, что называется, «на носу». «...Бархатная революция в Киргизии, о которой говорили многие, судя по всему, откладывается. Ограничившись локальными акциями протеста, оппоненты власти дают понять, что решающей битвой для них станут намеченные на конец октября выборы президента», - таков, к примеру, вывод журналистов российского издания «КоммерсантЪ».
Вполне вероятно, что именно такой сценарий (когда все будет поставлено на карту именно к президентским выборам) рассматривается и в Астане. Не случайно же у нас самих проходит «обкатку» (высказанная достаточно «неофициальным», но в то же время официальным лицом) идея о том, чтобы объявить президентские выборы не в декабре 2005-го (когда, по идее кончается 7-летний срок) или январе 2006-го, а в декабре 2006-го, когда пройдет, фактически, уже восемь лет президентского срока. Что даст лишний год? Время и возможности для маневра.
Судя по всему, у сторонников идеи о целенаправленном насаждении демократии Вашингтоном в бывшем СССР может появиться новая тема для обсуждения, связанная с тем, что в Тбилиси и Киеве вновь муссируется идея возрождения объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы в ГУУАМ. Учитывая удивительную чуткость (посылавшего в морозный Киев тонны апельсинов) президента Саакашвили, трудно предположить, что, к примеру, в Молдове ожидается цветная революция, ведь на этой неделе именно туда направился революционный лидер Грузии. Сам г-н Саакашвили не скрывал, что своим визитом он намерен «выразить солидарность молдавскому народу в борьбе за независимость и европейский выбор», а также подтвердил, что «обсудит с руководством Молдовы вопрос расширения роли региональной организации ГУУАМ».
Получается, что уже не одна (кыргызская), а сразу две (и молдавская) революции, по крайней мере, отложены. Что это может значить? Во-первых, время и простор для подготовки к любым их будущим проявлениям. Во-вторых, широкое поле для маневра вроде политического диалога с вероятными спонсорами революций. Не случайно же в начале века тема присоединения Казахстана к ГУУАМ обсуждалась достаточно активно, равно как и, наверное, не случайно «кочует» от одного критического срока к другому (но не как предмет гигиены, а как, скажем, предусмотрительное кочевье) дата судебного заседания по пресловутому «Казахгейту». В-третьих, наметившаяся в нашей стране тенденция раскола оппозиции в течение дополнительного года может быть основательно углублена и расширена, как любил говорить один из старых друзей президента Назарбаева, тоже когда-то бывший президентом. И не в последнюю очередь благодаря усилиям тех, кто по своей воле или по чьему-то желанию изображает (или, наверное, пока ждет своей очереди) отлетающие ступени на оппозиционной ракете, стартовавшей без пилота и совсем не в сторону Олимпа. Понятие «управляемая демократия», авторство которой многие приписывают путинскому режиму в России, на самом деле хорошо знакомо и на Западе. Об этом свидетельствует хотя бы азиатская политика США, благодаря которой к власти приходят демократическим путем именно те лидеры, которые при этом отличаются отменной лояльностью. Вполне можно предположить, что, не- смотря на знаковые итоги кыргызских выборов, тайные стратеги революций XXI века достаточно стеснены в средствах и сосредоточили их, к примеру, не на маленьком Кыргызстане, а на стратегически важном Казахстане. Но это, как показывает пример Молдовы, совсем не означает, что обязательно зажгутся костры с апельсинами, скорее в этом, как и в любом другом достаточно продуманном политическом жесте, есть элемент предложения, от которого очень сложно отказаться.
Но пока в Бишкеке все спокойно, это значит, что еще есть время для того, чтобы продумать, куда и как направить политику так, чтобы избежать потрясений. В том же Кыргызстане уже есть вариант на тему «Что может парламент, если дать ему полномочия», который вполне может позволить семье г-на Акаева просто абстрагироваться от поста главы государства, сосредоточившись, к примеру, на премьерской работе...