EURASIANET
В КЫРГЫЗСТАНЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СЦЕНАРИЙ ДВОЕВЛАСТИЯ
В Кыргызстане воцарилось «двоевластие»: администрация президента Аскара Акаева контролирует северную часть страны, а его политические оппоненты властвуют на Юге. Выхода из тупика в ближайшее время не предвидится. 22 марта Акаев назвал последние события в южных Джалал-Абадской и Ошской областях, где оппозиция создала временные органы власти, государственным переворотом. В то же время президент, по-видимому, не имеет возможности заставить оппозицию согласиться на его условия преодоления кризиса.
В своей речи перед новым составом кыргызского парламента Акаев, который появился на публике впервые после начала столкновений 20 марта, выразил твердое намерение защитить законность результатов голосования по выборам в законодательный орган и назвал волнения в южном Кыргызстане «временным явлением». [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
Президент сказал также, что не намерен уходить в отставку, как этого требуют митингующие. «Решение этого вопроса не в компетенции митингов или каких-либо политических сил, решение об этом может принять только народ», - заявил Акаев.
Во время своего выступления Акаев не выразил никакого желания встретиться с оппозицией, чтобы обсудить взаимоприемлемый способ разрешения кризиса, и подчеркнул, что правительство не станет прибегать к силе, чтобы вернуть под свой контроль Джалал-Абад и Ош.
«Хотел бы твердо заявить, что я как президент никогда не пойду на такие меры», - сказал Акаев, добавив, что «непримиримая оппозиция» пытается предпринять «опасные деструктивные действия». Все шесть оппозиционных членов парламента, в котором 75 депутатских мест, бойкотировали заседание. Движущей силой движения протеста является недовольство оппозиции результатами голосования 27 февраля и 13 марта, которые, как она считает, были сфальсифицированы. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
Помощники президента пытаются разубедить сторонников митингующих в их правоте, заявляя журналистам, что антиправительственные акции разжигают «наркоторговцы» и «террористы». Пресс-секретарь президента Абдиль Сегизбаев заявил корреспонденту EurasiaNet, что «ситуацию» в Джалал-Абаде и Оше контролирует «третья сила», а улицы в обоих городах заполнены неуправляемыми толпами. «Люди боятся выйти из дома», - сказал он.
Действительное положение дел в Джалал-Абаде и Оше весьма отличается от того, что говорит Сегизбаев. Ситуация там относительно спокойная, а самопровозглашенная «народная администрация» стремится консолидировать власть в обеих областях. В обращении по местному телеканалу «Ош-3000» глава временной администрации Оша Анвар Артыков объявил, что область больше не признает власти Акаева. Порядок в обоих городах поддерживают патрули из местной милиции и представителей митингующих, а многие городские жители отмечают весенний праздник Нооруз.
Трудно понять, до какой степени пользуются поддержкой органы управления, провозглашенные «народной властью» в южном Кыргызстане. Значительное число служащих госсектора, в том числе работники местных органов власти, учителя и врачи, по-видимому, все еще лояльны центральному правительству в Бишкеке, однако многие сегодня не выражают открыто своей позиции, позволяя твердым сторонникам оппозиции выражать как бы общее мнение. Сотрудники правоохранительных органов в Джалал-Абаде и Оше заявляют о своей верности временной администрации, однако некоторые милиционеры явно предпочитают не исполнять своих служебных обязанностей. Кроме того, из-за кризиса все школы и вузы в Ошской области закрыты на недельные «каникулы», сообщило агентство AKIpress.
В интервью российской ежедневной газете «Известия» видный оппозиционный деятель Роза Отунбаева заявила, что временная народная администрация контролирует шесть из семи районов Ошской провинции, пять из восьми районов Джалал-Абадской области, а также три из четырех районов Таласской области и один из пяти районов Нарынской области.
«Дело идет к контролю над половиной республики», - сказала Отунбаева. «Следующая цель, конечно, Бишкек».
Отунбаева не согласилась с тем, что события в Кыргызстане похожи на народные революции, отстранившие от власти руководство в Грузии и на Украине. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] «Мы ведем свою революцию, своим путем и, я надеюсь, достигнем своей цели», - сказала Отунбаева. Вероятно, самым важным отличием событий в Кыргызстане от событий в Грузии и на Украине является то, что кыргызская оппозиция проводит свои антиправительственные акции за пределами столицы. Во время грузинской «революции роз» в конце 2003 г. и «оранжевой революции» на Украине в конце 2004 г. оппозиционные силы организовывали акции протеста прежде всего в столицах - Тбилиси и Киеве.
В северном Кыргызстане, в том числе в Бишкеке, почти не заметно признаков поддержки возглавляемого оппозицией протестного движения. Администрация Акаева не хочет, чтобы революционные настроения распространились на другую сторону разделяющей страну надвое горной системы Тянь-Шань. Власти, как сообщается, перекрыли главную дорогу, связывающую Бишкек с Ошем. В самой столице порядок обеспечивают патрули конной милиции, сотрудники органов правопорядка изолировали центральную площадь Ала-Тоо, чтобы не допустить спонтанной массовой демонстрации, сообщило агентство AKIpress.
До этого 22 марта на площади Ала-Тоо прошла демонстрация в поддержку Акаева. Некоторые студенты университета, по информации AKIpress, заявили, что их заставили прийти на митинг. Тем, кто отказывался участвовать в этом мероприятии, грозили исключением из университета.
И хотя Акаев сохраняет контроль над северным Кыргызстаном, аналитики считают, что президент вряд ли сможет восстановить свою власть на Юге. Некоторые эксперты интерпретировали заявление президента о неприменении силы в разрешении кризиса как признак слабости, сказав, что он потерял контроль над «силовыми структурами» в южном Кыргызстане и не имеет возможности перебросить в регион новые подразделения сил правопорядка.
Помощники Акаева дали также понять, что президент придерживается тактики выжидания, полагая, что возглавляемая оппозицией революция уничтожит саму себя, поскольку не сможет эффективно выполнять функции управления.
Между тем на Юге лидеры революции говорят, что готовы к любому повороту событий. «Ситуация взрывоопасна и может выйти из-под контроля в любой момент», передает агентство ИТАР-ТАСС слова Курманбека Бакиева, лидера созданной недавно коалиции оппозиционных сил.