EURASIANET
В КЫРГЫЗСТАНЕ СВЕРГНУТА АДМИНИСТРАЦИЯ АКАЕВА, ТОЛЧКИ ОЩУЩАЮТСЯ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
24 марта в Кыргызстане была свергнута администрация президента Аскара Акаева: выступающие против правительства демонстранты штурмовали президентский дворец, а затем освободили из тюрьмы видного оппозиционного деятеля. Новое руководство пытается удержать контроль над ситуацией, однако с наступлением ночи акции протеста уступили место мародерству.
На конец дня 24 марта местонахождение Акаева остается неизвестным. Российское агентство «Интерфакс» сообщило, что Акаев вылетел в Казахстан. По другому сообщению агентства, конечным пунктом назначения Акаева является Россия. Похоже, что первым убежищем отстраненного от власти кыргызского лидера стала российская авиабаза неподалеку от Бишкека. Оперативно проверить любое из этих сообщений не удалось. В то же время официальный представитель ОБСЕ объявил, что Акаев не обращался с просьбой об убежище в бишкекский офис этой организации.
Митингующие взяли под контроль важнейшие правительственные здания в Бишкеке, в том числе президентский дворец, здания правительства и государственного телевидения. Захватив президентский дворец, группа демонстрантов направилась в тюрьму «Молдавановка» неподалеку от Бишкека и освободила главного кыргызского политического заключенного - Феликса Кулова, бывшего вице-президента, выступившего с критикой в адрес Акаева. В отсутствие Акаева в отставку отправлено высшее руководство страны, включая министров обороны и внутренних дел, а также премьер-министра Николая Танаева. По заявлению Кулова, Акаев также официально подал в отставку.
Политические противники Акаева, сыгравшие важнейшую роль в создании движения так называемого движения «народной власти», пытаются заполнить образовавшийся в столице вакуум власти. [Дополнительную информацию см. Архив рубрики Eurasia Insight.] Наиболее известные политические деятели «народной власти», включая Розу Отунбаеву, Курманбека Бакиева и Муратбека Иманалиева, создали координационный совет для обсуждения действий по обеспечению безопасности в Бишкеке и других районах страны и выработки политической стратегии на ближайшую перспективу.
Стремясь сохранить легитимность, координационный совет призвал провести заседание прежнего двухпалатного кыргызского парламента. Новый однопалатный парламент провел свое первое заседание 22 марта, однако был распущен как искусственно созданный президентом орган власти. Возмущение населения нарушениями на парламентских выборах стало катализатором, вызвавшим быстрое распространение движения «народной власти» на всей территории южного Кыргызстана после состоявшегося 13 марта второго тура голосования.
Верховный суд Кыргызстана подвел законное основание под возобновление работы прежнего законодательного органа, объявив недействительными результаты последних выборов, сообщило российское агентство ИТАР-ТАСС. На внеочередной парламентской сессии временно исполняющим обязанности президента был назначен бывший оппозиционный депутат Ишенбай Кадырбеков. Ожидается, что законодатели рассмотрят вопрос о дате новых выборов.
Временная администрация предлагает провести президентские выборы в конце весны, а повторные парламентские выборы - осенью. Прежний парламент будет работать вплоть до избрания нового законодательного органа.
В течение дня поступала информация о том, что революционные события в Бишкеке сопровождались случаями мародерства и порчи имущества. В переданном по телевидению обращении Кулов, всего через несколько часов после своего освобождения из тюрьмы, призвал к спокойствию и порядку. «Мы должны доказать всему миру, что мы цивилизованные люди и способны держать ситуацию под контролем», - сказал Кулов. «Все, кто попытается дестабилизировать ситуацию, разжигать беспорядки, будут наказаны по всей строгости кыргызских законов».
Кулов сказал также, что временная администрация будет ориентироваться на конституцию Кыргызстана в «решении» важных политических вопросов. Он добавил, что личная безопасность Акаева и его семьи гарантируется.
Несмотря на призывы Кулова к порядку, массовое мародерство продолжалось всю ночь в отсутствие на улицах сотрудников правоохранительных органов. В офисе оператора сотовой связи «Бител» был устроен погром. По словам одного наблюдателя, Бишкек погрузился в состояние «анархии»: по улицам разгуливают банды, которые грабят магазины потребительских товаров. Некоторые жители Бишкека обвинили демонстрантов из южного Кыргызстана в нарушении закона, а ряд наблюдателей выразили озабоченность тем, что мародерство может привести к обострению напряженности в отношениях между Севером и Югом.
Беспорядки назревали в течение несколько недель - с тех пор, как закончился первый тур парламентских выборов 27 февраля. Однако вплоть до неожиданной вспышки народного гнева в Бишкеке 24 марта недовольство находило выражение прежде всего в южном Кыргызстане. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.]
Падение режима Акаева началось после того, как в середине дня на центральной площади Ала-Тоо собралась 15-тысячная толпа демонстрантов. Митингующие пришли в столкновение с несколькими сотнями демонстрантов, выступивших в защиту Акаева, многие из которых, как сообщается, держали в руках дубинки. Против толпы был брошен спецназ. По сообщению очевидцев, раздалось несколько выстрелов. По информации агентства AKIpress, два человека погибли и еще 121 пострадали в столкновениях и последовавшей вспышке мародерства.
После того как демонстранты взяли под свой контроль площадь, они двинулись к расположенному напротив блоку зданий президентской администрации. На этот раз, во время захвата бишкекского «Белого Дома», силы безопасности практически бездействовали.
Ряд митингующих начал громить кабинеты президентской администрации, высаживая окна и круша мебель. Позднее толпа взяла под контроль другие правительственные здания, поскольку спецназ даже не пытался защищать правительство.
По словам Гияза Токомбаева, давнего критика Акаева и главы Республиканской партии, демонстранты обнаружили в президентских бумагах в Белом Доме компрометирующие документы, в том числе обращение Акаева к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой поддержать военную операцию по подавлению революции «народной власти». Митингующие нашли также меморандум президента, содержащий инструкции Акаева ЦИКу Кыргызстана, касающиеся проведения выборов в законодательный орган.
Волны от революции в Кыргызстане пошли по всей территории Средней Азии. Авторитарные лидеры соседних государств явно обеспокоены тем, что взрыв накопившегося народного недовольства в Бишкеке, вызванный прежде всего страшной бедностью населения и всепроникающей коррупцией в правительстве, может вдохновить граждан их собственных стран на антиправительственные акции.
24 марта Казахстан последовал примеру Узбекистана и Таджикистана, усилив меры контроля на границе с Кыргызстаном. Посольство Казахстана в Бишкеке сделало заявление, в котором выразило тревогу и «озабоченность в связи с безопасностью и стабильностью Кыргызской Республики, а также всего в целом среднеазиатского региона».
Посольство в своем заявлении отрицает, что казахстанский спецназ принимал участие в операциях кыргызского правительства по восстановлению контроля Бишкека над Джалал-Абадской и Ошской областями. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight.] «Мы расцениваем эти слухи, - говорится в заявлении, - как сознательную дезинформацию, направленную на нагнетание напряженности и разжигание межэтнических столкновений».
Выступая перед журналистами в Москве, начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский заявил, что на российской авиабазе в Канте, расположенной неподалеку от Бишкека, повышены меры безопасности. «Хочется верить и надеяться, что эти действия толпы, подогреваемой различными наркотическими средствами, не приведут к полной дестабилизации в [Кыргызстане]», - передало слова Балуевского агентство РИА «Новости».