CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

izvestia.ru

"Цветные революции" в СНГ: заговор против России?

14 апреля 2005

"ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" ЗАКРЫТА НА ПЕРЕПОДГОТОВКУ

"Цветные революции" в СНГ: заговор против России? CONTRA

ИЗВЕСТИЯ.RU, 14:07 13.04.05

То, что власть в Грузии, на Украине и в Киргизии, бывших советских республиках, сменилась не путем выборов, а под давлением массовых выступлений - неоспоримый факт. Который интерпретируется по-разному. Одни видят в нем результат действия внешних сил, направленных на изоляцию и последующее расчленение России. Другие ищут объяснения в причинах внутреннего свойства.

Оранжевые призраки бродят по главным коридорам страны и будоражат воображение их обитателей. Хотя то, что произошло, а точнее, не произошло в Молдавии, и наоборот, прогремело в Киргизии, наводит на подозрения, что Грузия и Украина так и останутся первыми и на длительное время последними образцами "розово-оранжевого" дела.

В Москве смысл и значение "оранжевых революций" видят в бегстве постсоветских государств от России и создании санитарного кордона - под аккомпанемент деятельного западного злорадства. На деле эта смена векторов и приоритетов - не причина революций и не главный мотив, а следствие. Молдавия идеально доказала тезис о фарсовости нарочитых исторических повторений, использовав "оранжевую" моду для потешного прикрытия номенклатурной схватки и дав понять оптимистам от СНГ: риторика о вечной дружбе с Москвой - лишь обтрепанный козырь во внутриполитической борьбе.

В наскоро пишущейся теории "оранжевых революций" закрепляются их условия: отсутствие жесткого режима, разложение коррумпированной власти, ненависть народа, как технический посыл - выборы. События в Киргизии выглядят революцией, но ею не являются, даже мятущиеся пророки санитарного кордона тут особого волнения не проявили.

Чтобы смена власти стала революцией, а не переворотом, нужен национальный проект. Не такой, как в 91-м, сводившийся к бегству от империи. Обретший черты гражданского, пусть и с перекосами: реприватизацией "Криворожстали" и самоубийствами экс-министров. С принципиально иным акцентом: первично построение государства. Этот проект тоже опирается на номенклатуру - новое ее поколение, взращенное в недрах власти, но отторгнутое или не дождавшееся внесения в список преемников. Кремлевская поддержка на саммитах СНГ актуальна для тех, кто готовился выжить на очередных выборах. Те, кто самоутверждался с нуля, быстро обнаружили, что выгоднее независимость без постсоветского византийства. Они не бегут от России. Россия просто выпадает из сметенной революцией традиционной политической архитектуры.

Кто может рассчитывать на успех? Казахстан больше похож на Киргизию, чем на Украину. В Азербайджане вся ненависть к власти сосредоточена в кругу оппозиционных партий, питающих друг к другу не более теплые чувства, чем к Ильхаму Алиеву. В Армении шанс упущен. Об Узбекистане речи нет, в Таджикистане любое "оранжевое" чревато кроваво-красным. Остается Белоруссия. Для формирования гражданского проекта Лукашенко сделал больше, чем Шеварднадзе и Кучма вместе взятые. Лидеры оппозиции не более выразительны, чем в Армении или Азербайджане, но есть отчаянный запрос на них в молодеющей и вестернизирующейся номенклатуре. Через год выборы. Лукашенко, получивший конституционное разрешение переизбраться, видимо, их переживет. А до следующих выборов Белоруссия может и не дотянуть, опровергнув тезис о том, что без выборов революций не бывает. Но это не через год и не через два. В ярко-жизнерадостной части политического спектра наступает затишье. "Оранжевая революция" временно закрыта - на переподготовку.

Вадим Дубнов, первый заместитель главного редактора еженедельника "Новое время"

Питирим Сорокин, русский философ, социолог, размышляя о событиях февраля 1917 года:

"Когда политический режим начинает рассыпаться, "вирус дезинтеграции" быстро распространяется всюду, заражая все институты власти, проникая во все щели. Падение режима - обычно это результат не столько усилий революционеров, сколько одряхления, бессилия и неспособности к созидательной работе самого режима...

Если революцию нельзя искусственно начать и экспортировать, еще менее возможно ее искусственно остановить.

Революции для своего полного осуществления на самом-то деле вовсе не нужны какие-то великие люди. В своем естественном развитии революция просто создает таких лидеров из самых обычных людей. Хорошо бы это знали все политики и особенно защитники устаревших режимов. Они не могут оживить такой отмирающий режим, как, впрочем, и другие не могут начать революцию без достаточного количества взрывчатого материала в обществе".

(П. Сорокин. "Дальняя дорога". Автобиография, М., 1992.)

izvestia.ru

Предыдущая статьяПосольство США в Таджикистане открыло в Худжанде второй "американский уголок"
Следующая статьяХамид Карзай хочет от США постоянства