Пустые хлопоты. Международные эксперты подвергли ревизии энергоресурсы Каспия
КАРАДЖАОГЛЫ, Анкара, специально для "РВ", Российские Вести
В Анкаре состоялась международная конференция по энергоносителям Каспийского и Черноморского морей. В ее работе приняли участие эксперты России, Ирана, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Пакистана и Европы. Выводы, которые они сделали, носят сенсационный характер.
Все началось с самых оптимистических прогнозов. Считалось, что после Персидского залива и Северного моря Каспий занимает третье место в мире по энергетическим запасам. Поэтому после распада СССР вопрос о поставке энергоносителей из региона на мировые рынки приобрел немалое геополитическое значение. В 1993 году Европейский союз выдвинул проект "Иногейт", предусматривающий создание коридора Восток-Запад для экспорта нефти и газа. Однако, несмотря на то, что со времени обретения независимости кавказскими и центральноазиатскими республиками прошло 14 лет, энергетические проблемы региона пока не нашли заметного решения.
Азербайджану и Туркмении так и не удалось осуществить поставку своих энергоносителей на мировые рынки, минуя Россию. Все надежды Баку связываются с началом предстоящей эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и началом работы газопровода Баку-Эрзерум в 2006 году. И вот эксперты на анкарской конференции делают заявление: оказывается, если проект Баку-Джейхан будет введен в эксплуатацию без казахстанской нефти, то он будет нерентабельным с экономической точки зрения. Дело в том, что несмотря на шумиху, поднятую в свое время американцами, которые предъявляли завышенные цифры - наличие 200 миллиардов баррелей нефти в Каспии - выяснилось иное. Нефтяные запасы Каспиского бассейна не превышают 30 миллиардов баррелей, и поэтому он не может играть определяющую роль в решении международных энергетических проблем. Ситуацию не спасает и прекращение поставки нефти из другого нефтепровода, например, Баку-Новороссийск или Баку-Супса, не говоря уже о реализации проекта Баку-Джейхан.
Это обстоятельство шокировало некоторых участников анкарской конференции. Министр энергетики Турции Хамли Гюлар, например, заявил, что "его страна предпринимает огромные усилия для того, чтобы превратиться в большой коридор для поставки энергоносителей в регионе". Это понятно, ведь до сих пор только Турция рассматривалась в качестве единственной транзитной страны по перекачке энергоресурсов Каспия на мировые рынки. Ситуация начинает меняться.
О своих геополитических возможностях все громче и громче стал заявлять Иран. Как отметил генеральный директор Программы Ирана по вопросам энергоносителей в Каспии Мохаммад Хакани, в случае выбора экономически целесообразных маршрутов можно было бы давно экспортировать каспийскую нефть на мировые рынки по упрощенной схеме через Иран. И только вмешательство США в энергетические вопросы было причиной отсутствия определенной политики в связи с добычей и экспортом каспийских энергоносителей.
Сейчас, по некоторым сведениям, все же налаживается диалог Тегеран-Вашингтон, и аналитики не исключают даже "прорывных решений" во взаимоотношениях между этими двумя странами. Тогда вся ранее выстроенная стратегия США в этом регионе мира будет подвержена диверсификации. Например, отпадет необходимость в разработке механизма обеспечения безопасности нефтепровода Баку-Джейхан, снизится уровень сотрудничества между военно-морскими силами Азербайджана и Турции в обеспечении безопасности этого проекта, отпадет вероятность участия НАТО, ГУУАМ и транснациональных сил в данном процессе. Более того, при таком раскладе сил, как полагают аналитики, появилась большая заинтересованность и Астаны в транспортировке своей нефти через Иран.
Конечно, одно дело экспертное заключение, другое - реальная геополитика. Но сам факт того, что эксперты всех заинтересованных стран начали открытый неконъюнктурный диалог не только о потенциальных энергозапасах Каспия, но и стали прорабатывать наиболее эффективные маршруты доставки этого сырья на мировой рынок - событие примечательное. Это может означать начало новой геополитической игры в регионе Каспия, при которой ее старые участники могут оказаться далеко не в лидерах.
При этом следует учесть, что явно низкий нефтяной потенциал региона многократно усилит давление на Россию, которая останется практически единственным донором погибающих экономик бывших кавказских советских республик.