Муратбек Иманалиев: Криминалитет заявил о своих претензиях на власть
Представлять нашего собеседника нет нужды. Он известен, уважаем и авторитетен. Несколько лет назад Муратбек Иманалиев возглавлял внешнеполитическое ведомство. Позже - покинул государственную обойму. И возглавил политическое движение. А главное, сохранил потрясающую объективность и независимость оценок.
- Есть ли связь между революциями на Украине, в Грузии? Можно ли назвать этот процесс распадом СНГ?
- Связь, конечно, есть. Коррумпированность и многие другие беды, присущие странам Содружества, наиболее рельефно проявлялись именно в этих трех странах. Но, например, в Грузии длительный период существует интеллектуальная элита, которая смогла направить гражданский протест в цивилизованное русло. Здесь же, в Кыргызстане, интеллектуальная элита очень слаба. Она не готова вести народ за собой. Но если говорить об СНГ в целом, на постсоветском пространстве продолжается смена элит.
- Насколько профессионален новый состав правительства?
- Вряд ли можно сомневаться, что в правительстве работают достаточно опытные и в профессиональном отношении сильные люди. Другой вопрос: есть ли политическая консолидация в кабинете министров? Очень заметно наличие внутренних разногласий. Во-вторых, у этого правительства пока нет какой-то общей программы действий. Мы слышим разрозненные заявления, но нет четко изложенной и внятной стратегии. Думаю, это самый серьезный изъян.
- Какой же будет новая история Кыргызстана?
- Можно сконструировать несколько моделей развития - от крайне радикальной до крайне либеральной. Но сказать, какая будет выбрана, трудно. Политическая ситуация и конъюнктура у нас достаточно рыхлые. И, надо честно признаться, неконструктивны. Движение Кыргызстана во многом персонифицировано, часто зависит от ее лидеров. Очень большую роль, как мне кажется, в такой ситуации могут играть случайные факторы. Причем как внутренние, так и внешние. И нужно иметь в виду, что чем слабее страна, тем сильнее роль именно внешних. Если мы не выберем путь развития самостоятельно, совершенно очевидно, что он будет навязан нам извне.
- Как сложатся у нас отношения с соседями?
- Кыргызстан - самая уязвимая страна в Центральной Азии во всех отношениях. Надеюсь, это временное явление, но пока такая характеристика должна лечь в основу всей той деятельности, которую будет осуществлять будущий президент, правительство. Но убежден, что достаточно гибкая дипломатия, использование продуманных внешнеполитических технологий могут позволить Кыргызстану быть вполне независимым государством с развитой экономикой.
- 24 марта был создан прецедент смены власти. Это может стать тенденцией?
- Это может перерасти в политическую традицию. Нам все-таки еще надо учиться менять власть спокойно, в соответствии с Конституцией, законами. И к этому нужно призывать прежде всего политиков. Те, кто находится у руля, должны прислушиваться к общественному мнению. Особенно в той части, оставаться тому или иному человеку у бразды правления или нет. Я думаю, Акаев это понимал. Но не собирался и не хотел разговаривать о своей отставке.
- Какая страна нам нужна: президентская, парламентская?
- Неудачный опыт с первым президентством не должен ложиться в основу отрицания всей системы правления. Мы не готовы стать парламентской республикой. Для этого надо иметь хотя бы три-четыре сильные партии, выстроенные не по регионально-клановому признаку, а по политическим принципам, ориентации, ценностям. Но пока таких не вижу. Если мы объявим о парламентской республике, я уверен, что каждый регион будет стараться продвинуть своего кандидата на пост премьера, а главы правительства - часто меняться. Этого допустить нельзя, потому что в условиях Кыргызстана кабинет министров играет большую роль. Сейчас нужно думать о том, как ограничить власть президента, какие для этого должны быть законы.
- На ваш взгляд, нужна ли нам конституционная реформа?
- Нужна. Но не в угоду отдельным политикам или группам, для которых законодательство превратилось в некую игрушку. Созыв конституционного совещания - хорошая идея. Но оно должно работать не месяц, а год, иметь группу экспертов, провести кропотливую работу. Проект новой Конституции нужно обязательно обсудить с обществом, народом. И только после этого ввести изменения и договориться не менять Основной закон лет десять.
- Сейчас уже понятно, что все складывается не так, как хотелось многим лидерам вчерашней оппозиции. Почему?
- Думаю, тому есть несколько причин. Во-первых, к власти пришли люди, которые как политики состоялись при Акаеве. Во-вторых, отсутствие программных подходов в решении проблем, стоящих перед страной. В-третьих, экономическая несостоятельность государства. Насколько мне известно из заявления представителей правительства, казна пуста, нарастает исход бизнесменов, а с ними и денег. Новая власть стоит перед сложными вопросами. И сможет ли она их решить - неясно.
- Правительство называют временным. Как долго способны уживаться друг с другом его представители?
- Не думаю, что долго. Скорее всего, буквально через недели три-четыре начнутся кадровые перестановки. Первый и серьезный звонок - с министром финансов. Надеюсь, будущий президент будет в состоянии создать крепкое правительство. Хотелось бы, чтобы оно было профессиональным, честным. И необходимо создать независимую государственно-общественную комиссию по кадровой политике, которая должна функционировать постоянно и осуществлять кадровый отбор как на министерские посты, так и на самые низовые должности.
- Насколько сильно влияют криминалитет и наркотрафик на политику и выборы в Кыргызстане?
- Влияние есть, безусловно. Криминалитет в Кыргызстане сильно политизирован и заявил о своих претензиях на власть. Этому способствовал сам бывший президент, когда сказал избирателям: берите все, что дают. Таким образом он дал сигнал тем людям, у кого есть деньги. Причем из самых разных источников, в том числе нелегальных.
- Как вы думаете, как будет проходить президентская гонка?
- Если выборы все-таки пройдут летом, они закончатся, наверное, скандалом. Почему? Сейчас в обществе и политической среде явно просматриваются не столько конструктивные идеи, сколько эмоции. Надо успокоиться, прийти к здравомыслию через анализ того, что сложилось. Нужно нивелировать кризисные зоны, возникшие после 24 марта. И провести выборы либо осенью, либо в следующем году. Понимаю, что это нарушение Конституции, но страна уже вышла за рамки правового поля. Пока, может быть, лучше создать временный совет республики из трех-пяти человек, который бы руководил страной, но имел узкие полномочия.
- Что вы намерены делать? Оставаться в оппозиции?
- Одна из кризисных зон сегодня - формирование новой оппозиции. Она будет медленно и перманентно конструироваться. И это правильно. Ведь если мы говорим о демократии, то оппозиция должна быть. Надеюсь, она будет достаточно конструктивна и здраво реагировать на все происходящее. Самая главная проблема для нас - консолидация. Причем как внутриэтническая, так и межнациональная.
Вечерний Бишкек, Беседовал Данияр КАРИМОВ.