CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

tribune-uz.info

«А был ли мальчик?» ( Почему «охранная грамота» Генпрокуратуры РФ не может явиться охраной?)

13 апреля 2005

«А был ли мальчик?» ( Почему «охранная грамота» Генпрокуратуры РФ не может явиться охраной?)

TRIBUNE-uz, Турко Дикаев

Отбывшего «улаживать семейные отношения в связи с тем, что сын поступил в МГУ» (по его собственному признанию) в столицу России лидера Демократической партии Таджикистана Мамадрузи Искандарова в декабре 2004 года Генпрокуратура РТ в одночасье превратила в «бандита с большой дороги». И послала «аргументированный фактологически» запрос коллегам из России с просьбой задержать «особо опасного преступника» и экстрадировать его в Таджикистан, чтобы он сумел там держать ответ за содеянное.

Первую часть запроса таджикских коллег русские прокуроры выполнили: с 9 декабря 2004 года по 3 (или 4-е) апреля 2005 года главный демократ Таджикистана провел в русской «кутузке», хотя (если верить его собственным откровениям журналистам) подтвердить обвинения в его адрес русские и не пытались вовсе, так, пару раз мило побеседовали представители:миграционной службы РФ.

В связи с этим обстоятельством возникает несколько вопросов. Главный из них, имеет ли вообще Генпрокуратура РФ отношение к задержанию господина Искандарова, если, бросив за решетку, об узнике тут же на несколько месяцев напрочь забыла? Выходит, правы были те, кто утверждал по «горячим следам», в начале декабря прошлого года, что демократа Таджикистана захватила ФСБ России, а вовсе не прокуратура?! Слишком уж тяжелый груз обвинений висит на человеке, чтобы за 4 месяца к нему не возник ни один вопрос?!

Тогда становится понятным «телодвижение» Генпрокуратуры России, выдав охранную грамоту (документ, выданный ему при освобождении. «Постановление Бабушкинской межрайонной прокуратуры г. Москвы от 4 апреля 2005 года. Руководствуясь ст. 62 Конвенции от 22 января 1993 года, из-под стражи освободить. Подпись: Начальник СИЗО 77/4». Конвенция, на которую делается ссылка, подписана странами СНГ в Минске и касается сотрудничества правоохранительных органов в розыске и выдаче лиц, обвиняемых в своих странах в различных преступлениях), через пару дней начавшей вдруг «расклеивать ксерокопии фотографий Искандарова в аэропорту Шереметьево-2» - о начале розыска «улизнувшего от наказания преступника».

Разве нельзя допустить, что Генпрокуратуру РФ только после освобождения поставили в известность о запросе таджикских коллег (ФСБ, Путин, Иванов, который министр обороны, с подсказки президента РТ Рахмонова, генпрокурор РТ в телефонном звонке В. Устинову (генпрокурор РФ?!) На неосведомленность Генпрокуратуры РФ наводит и такой факт: никаких письменных свидетельств об освобождении, повторном розыске освобожденного из этой самой генпрокуратуры в прокуратуре Таджикистана не получили и 11 апреля, через неделю?!

Как и не могут СМИ двух стран до сих пор определиться о дне освобождения демократа: равно фигурируют 3 и 4-е апреля, и во всех изданиях «собственную версию даты освобождения» аргументируют компетентные источники. Как не могут разобраться СМИ и с фамилией адвоката (хотя, интересно бы знать, для чего адвокат человеку, против которого никаких действий уголовно преследуемых не предпринимается?!) - Анна Савитская, Анна Ставицкая.

А какие прекрасные эпитеты приобрел сам герой! «Бывший знаменитый полевой командир», «один из влиятельных полевых командиров таджикской оппозиции», «экс-глава «Таджикгаза» и так далее, тому подобное. Нормальный человек разве будет гордиться тем, что участвовал в гражданской войне, когда брат убивает брата? И как в подобной кровавой бойне «без разбора» определяется шкала знаменитости: кто больше соотечественников «замочит»?! А приставка «экс» к «главе», что, тоже, какая-то заслуга?

А допуск, что Россия, испугавшись «революции в Киргизии», больше похожей на операцию ФСБ РФ, чем даже грубая смена власти в центральноазиатской стране («и последние события в Киргизии - интересы России в центрально-азиатском регионе диктуют, что теперь её руководству необходимо выстраивать отношения с новыми оппозиционными политическими элитами), вообще видится не корректными. Если кто и выиграл от «киргизской революции», то это только Россия. Даже при Акаеве, у которого была одна-единственная мечта в отношениях с Россией, чтобы «Россия объявила нам войну - а мы ей сдались», не было большей лояльности и верноподданнических настроений к Кремлю.

Если Россия освободила опального оппозиционера-демократа в пику президенту Рахмонову, который начал делать некоторые шаги в сторону независимости от тотального давления Кремля (с выводом тех же погранвойск), хотя в это не верится, наблюдая реальность изнутри, то и здесь народу Таджикистана ничего оригинального не светит (из письма Искандарова Путину: «Вы вернули мне свободу, и я постараюсь вернуть её своему народу»). Не будем заострять внимание на том, что от имени всего народа говорит человек, который не является депутатом даже кишлачного Совета (хотя в Таджикистане и не бывает народом избранных депутатов).

Здесь нам важно другое. А именно, ссылка на то, что демократа освободил не кто иной, как Путин, а не Генпрокуратура! Последнее обстоятельство, лишний раз подтверждает (если соответствует действительности?) ангажированность Генпрокуратуры РФ, ее зависимость от исполнительной власти.

Вопросы, вопросы, вопросы:Демпартия в Таджикистане не такая уж великая рать, чтобы только на нее ставить на президентских выборах предстоящих. Да и оппозиции в классическом понимании этого понятия в Таджикистане нет и быть не может, так как все крутится вокруг внутриэлитных групп. Одни ругаются с другими из-за «места под луной», это еще не оппозиция. Вывод печальный: кто-то нами умело играет, а мы - подыгрываем. А власть, под шумок, нас имеет, когда хочет и кого:

13.04.2005 11:02

tribune-uz.info

Предыдущая статьяПризнание нового парламента Киргизии было необходимо, считает Роза Отунбаева
Следующая статьяВ Бухаре прекращена ретрансляция российских телеканалов