CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Тенгизский вариант. Не ждали...

22 апреля 2005

Улболсын КОЖАНТАЕВА, Деловая Неделя, Казахстан

Тенгизский вариант. Не ждали...

Не далек торжественный день ввода в эксплуатацию строящегося нефтепровода Баку -Тбилиси - Джейхан. Не проявлявшая прежде интереса к БТД Chevron готова «влиться в трубу»: на этой неделе заявлено, что СП «Тенгизшевройл» рассматривает возможность транспортировки растущих объемов нефти танкерами через Баку в случае, если не удастся договориться о расширении мощностей трубопровода Атырау - Новороссийск. Переговоры с РФ по этому вопросу протекают весьма сложно, и, возможно, ChevronTexaco как крупный поставщик приготовила таким образом свой «соус» к встрече Кондолизы Райс с Владимиром Путиным, состоявшейся на этой неделе. Хотя другое объявление компании - о слиянии с Unocal, означающее вхождение в проект БТД, вряд ли можно назвать спонтанным.

Заявляя агентству Рейтер о намерении экспортировать тенгизскую нефть через БТД, представитель ChevronTexaco аргументирует это тем, что в конце 2006-го начале 2007 года добыча на Тенгизе вырастет до 26 млн тонн с текущих 12-13 млн тонн в год. Нефть Тенгиза была «расписана» для КТК, и выходит, что первоначальным планам инвестор готов изменить.

Проблема ChevronTexaco в проекте КТК связана с тарифами на прокачку. Как уже сообщалось, большинство акционеров КТК в марте 2005 года в Астане договорились о расширении и трубопровода Атырау - Новороссийск до полной проектной мощности - 67 млн тонн нефти в год с нынешних 28,2 млн тонн, но Россия возражает. Напомним, что в консорциуме КТК РФ имеет блокирующий пакет - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Омана - 7%. Среди частных компаний лидирует Chevron Caspian Pipeline Consortium Company -15 %, LUKARCO B.V. -12,5 %, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited -7,5 %, Mobil Caspian Pipeline Company -7,5 %, Agip International (N.A.) N.V. - 2%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75 % и Oryx Caspian Pipeline LLC -1,75 %.

Собственно о проблемах, связанных с требованием России изменить тарифы на прокачку, «ДН» уже рассказывала. ChevronTexaco имеет 50 % в СП «Тенгизшевройл», осваивающем месторождение Тенгиз. Извлекаемые запасы оценены в 1,3 млрд тонн. Другими участниками проекта являются ExxonMobil -25 %, КазМунайгаз - 20 % и Lukarco 5%.

Россия, построившая трубопровод КТК, вынуждена блокировать решение остальных акционеров, аргументируя тем, что обещанных доходов от эксплуатации трубопровода она не получила. Сначала РФ ставила вопрос о включении частного нефтепровода в реестр монополистов и регулировании его деятельности в соответствии с антимонопольным законодательством. В итоге РФ стала настаивать на необходимости изменения методологии формирования тарифов, чтобы можно было отрегулировать внутреннюю норму рентабельности проекта.

В сложившейся ситуации ChevronTexaco вспомнила об альтернативе, заявив, что сможет включиться в проект БТД через несколько месяцев после официального оформления покупки Unocal. Компания автоматически займет место Unocal, имеющей 8,9 % среди акционеров оператора трубопровода - BTC Co. и подключится к загрузке трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Для последнего это можно назвать удачной возможностью окупить затраты на строительство. Выходит, Россия, выступая против БТД, фактически сыграла в его пользу? Или не так все просто, как кажется?

Unocal, как известно, не работает ни в Северо-Каспийском проекте на месторождении Кашаган, нефть с которого планируется закачивать в азербайджанскую трубу, ни на Тенгизском, в котором Chevron участвует через СП «Тенгизшевройл», имея 50%. Unocal в свое время была одним из инициаторов проекта нефтепровода через Афганистан-Пакистан в Индию, однако, работая в Азербайджане, она включилась также в проект БТД.

В целом же каждая из крупных американских компаний является инициатором какого-либо из векторных направлений транспортировки углеводородов, что, видимо, и создает хорошую солидарную возможность подключения к проектам или, на худой конец, использовать в качестве альтернативного аргумента в спорах. В этом, конечно, есть плюсы стратегии американских компаний. Если же рассматривать дело в ином ракурсе, то получается, что Chevron, почувствовав за спиной опору в БТД, решила не уступать требованиям России. Выльется ли этот шаг назад в последующие два вперед, пока неясно. Очевидно пока лишь то, что американские партнеры не готовы считаться с интересами других. Например, понять и принять требования России, рассчитывавшей на получение обещанной прибыли с трубопроводного проекта КТК или найти приемлемое решение. Заметим, Кондолиза Райс, приехав к Путину на этой неделе, напомнила, что Америка хочет дружить с Россией. А американские компании?

По большому счету, трубопроводная стратегия транснациональных нефтегазовых компаний - неотъемлемая часть общей стратегии их перспективного развития. В нефтегазовой отрасли, учитывая стратегическую значимость, это, наверное, почти аксиома. Мировые гиганты представляют собой нечто вроде отраслевого кластера, в котором все: от добычи, транспортировки, переработки до сбыта контролируется головной структурой. И, конечно же, в этом бизнесе разработано и просчитано все на несколько десятилетий вперед. В том числе слияния и поглощения, а также сфера влияния на рынках разных стран, где они работают.

Слияние ChevronTexaco с Unocal и инициирование Америкой двух проектов: Баку-Тбилиси-Джейхан, а также Атырау-Новороссийск, построенного в период ельцинской эпохи, конечно, часть общей стратегии по диверсификации экспортных маршрутов. Проект транспортировки нефти Одесса-Броды является также предметом острой конкуренции как между транснациональными компаниями, так и Россией.

Четыре компании, участвующие в разработке месторождения Кашаган: Eni, Total, ConocoPhilips и Inpex имеют долевое участие в BTC Co., являющейся оператором по строительству и эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Выходит, ChevronTexaco будет пятой. Представитель ChevronTexaco сказал Рейтер, что вопрос подключения к БТД будет уточнен после завершения сделки по покупке Unocal. Между тем глава BTC Co. Дэвид Вудворд, комментируя вопрос, отметил, что прокачка по нефтепроводу Баку-Джейхан определенных объемов нефти с казахстанского месторождения Тенгиз возможна «при условии наличия свободных мощностей»...

Изначально подключение ChevronTexaco к БТД не рассматривалось, тем более на первом этапе. Добываемые компанией объемы были рассчитаны на заполнение проекта КТК. Не исключено, что неожиданная переориентация ChevronTexaco на БТД с первого этапа может сократить экспортные возможности других участников. В основном среди акционеров BTC Co. присутствуют неамериканские компании. Операторами как в трубопроводном проекте, так и в кашаганском консорциуме являются европейские компании.

Заметим также, что качество экспортируемой с Тенгиза нефти выше российской марки «юралс», для чего при строительстве трубопровода КТК предусматривалось введение Банка качества нефти, чтобы поставщики разной нефти получали, как говорится, каждый свое. Какая нефть и сколькими компаниями будет доставляться танкерами в Баку для закачки в трубопровод БТД, неизвестно. Возможно, там также будет действовать Банк качества.

Помимо БТД ChevronTexaco планирует перевозить часть растущих объемов добычи по другим направлениям. В частности, как пояснил Рейтер источник, танкерами в Баку предусматривается доставка около 5 млн тонн в год, оттуда нефть пойдет до черноморского порта Батуми по железной дороге, уже знакомой ТШО: до ввода трубопровода КТК перевозила по этому маршруту порядка 6 млн тонн.

Однако заметим, что порт Батуми на черноморском побережье Грузии согласно недавнему сообщению генерального директора Темура Устиашвили собирается увеличить в этом году перевалку сырой нефти и нефтепродуктов до 7,0 млн тонн с 5,8 млн тонн в 2004 году, то есть всего на 1,2 млн тонн. Да и то место, как говорится, занято. Американская компания ExxonMobil уже подписала в ноябре прошлого года соглашение с азербайджанским частным трейдером Azpetrol о транспортировке в течение 5 лет 10 млн тонн нефти - части ее доли с каспийских месторождений по железной дороге Грузии до портов Батуми и Поти. Возможно, ChevronTexaco припоздала. Или «подвинет» экспортеров помельче?

Еще один важный момент в том, что Казахстан, поддерживая в целом трубопровод БТД, говорит лишь о танкерной доставке нефти из Актау в Баку в объеме 10-20 млн тонн в год. Это вполне вписывается в проектные мощности: 30 млн тонн будут закачивать компании, работающие в Азербайджане, и 20 млн тонн из Казахстана. В этой ситуации не окажется ли, что действия ChevronTexaco нацелены на то, чтобы строить подводный нефтепровод через Каспий? Качать нефть по трубе, наверное, дешевле, но насколько волнуют американцев экологические проблемы Каспия? Не исключено, что такие действия могут вызвать крайне негативную реакцию среди населения к иностранным компаниям. Очевидно, что спонтанные сюрпризы должны быть исключены.

dn.kz

Предыдущая статьяЯвление Акаевых народу
Следующая статьяДвадцать плюс четыре. Великий Туркменбаши пообещал отказаться от президентских полномочий в 2009 году