Удаленный доступ
Искандер ХАМИДОВ, Ташкент, специально для "РВ", "Российские Вести"
Дональд Рамсфелд формирует новую стратегию Пентагона
В то время как Пентагон готовится закрыть десятки военных баз на территории собственной страны, он продолжает взвешивать предложения многих иностранных государств об открытии военных баз США на их территории.
На первый взгляд, кажется, что администрация Джорджа Буша всеми силами стремится сохранить свое военное присутствие в Центральной Азии. Во-первых, это традиционный перекресток, откуда идут пути во все азиатские страны. Во-вторых, в последние годы Центральная Азия становится убежищем для террористов и исламских экстремистов. Однако окончательное решение пока не принято. Пентагону еще предстоит сделать окончательный выбор и заключить официальные соглашения. И, как выясняется, сделать выбор не просто. Во многих странах региона, в частности, в Киргизии, ситуация остается пока неопределенной.
Около тысячи военнослужащих США размещены сейчас на военно-воздушной базе США Ганчи, которая находится в аэропорту "Манас" в Кыргызстане. База Ганчи играет важную роль в тыловом обеспечении американских войск в Афганистане. В свое время она обеспечивала материально-техническое снабжение войск США во время войны в Афганистане. В настоящее время эту базу ВВС США в Кыргызстане используют американские военные самолеты-дозаправщики КС-135 и транспортные самолеты С-130. Еще один американский военный контингент базируется в Узбекистане. Он тоже сыграл ключевую роль в обеспечении войскам США необходимого плацдарма для ведения военных действий в Афганистане.
Однако министр обороны США Дональд Рамсфелд, недавно посетивший этот регион, пока не имеет четкого видения перспективы американского военного присутствия в масштабах всего региона. Похоже, что Пентагон начинает вообще переосмысливать некоторые аспекты своей политики в Центральной Азии и в сопредельных государствах. Например, Кабул предлагает Вашингтону увековечить присутствие американских войск на своей территории. Президент Афганистана Хамид Карзай заявил о своем намерении направить президенту Джорджу Бушу официальную просьбу о заключении Соглашения о партнерстве в области безопасности. Этот акт должен закрепить и перевести на постоянную основу отношения, начавшиеся с вторжения американских войск в Афганистан в октябре 2001 года, когда был свергнут режим талибов.
Карзай выступил с этим заявлением на совместной пресс-конференции с Рамсфелдом. Однако тот отказался обсуждать вопрос о степени заинтересованности Вашингтона в предоставлении Афганистану гарантий в области безопасности и возможности постоянного американского военного присутствия в этой стране. Под давлением журналистов Рамсфелд заявил, что этот вопрос будет решать президент Буш, однако подчеркнул, что США обязались всего лишь оставаться в дружеских отношениях с Афганистаном и помогать восстановлению этой страны.
Аналитики теперь начинают гадать: что бы это значило? Похоже, что Пентагон предпочитает более гибкую договоренность с Кабулом, предусматривающую право пролета американских военных самолетов над территорией Афганистана и, возможно, регулярный доступ к военно-воздушной базе на территории этой страны для проведения военных учений, дозаправки самолетов и тому подобное. Пентагон уже заключил такие соглашения с другими государствами Центральной Азии, и Рамсфелд поддерживает такой подход. Он обеспечивает большую свободу и не требует огромных расходов. Американские военные сегодня тратят в Афганистане около миллиарда долларов в месяц, а окончания их миссии в этой стране не видно. Может быть, Рамсфелд в душе начинает понимать, что США в этом регионе мира загнали в ловушку?