Таджикским оппозиционерам не дают пожить в России
Вслед за Махмадрузи Искандаровым на родину вскоре будет отправлен Хабибуло Насруллоев
Иван Преображенский, Национальная информационная служба Страна.Ru
Лидер Демократической партии Таджикистана неведомым образом переместился из подмосковного города Королева, где он пропал из поля зрения своего адвоката 16 апреля, в Душанбе, где его неожиданно арестовали правоохранительные органы республики. Прокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов, еще недавно открытым текстом обвинявший Россию в нежелании выдавать оппозиционеров и подготовке переворота в Таджикистане, вчера не скрывал своего торжества, сообщая огорошенной общественности о факте ареста Махмадрузи Искандарова. Что касается российских официальных властей, то они никак не комментируют ситуацию с исчезновением одного из лидеров таджикской оппозиции из РФ, однако очевидно - без помощи официальных властей вывезти из страны человека без его на то согласия невозможно.
По информации газеты «Время новостей» из таджикских источников, Искандаров был переправлен в Душанбе на военном самолете с подмосковного аэродрома Чкаловский. Проверить эти сведения возможным, разумеется, не представляется. Однако можно вспомнить, что это уже не первый случай, когда российские судьи отказывают в выдаче представителей оппозиции, сбежавших из одной из стран СНГ, а затем эти люди неожиданно «исчезают» и обнаруживаются на родине в тюремной камере. Так было, например, с лидером туркменской оппозиции Борисом Шихмурадовым, который якобы сам сдался властям с тем, чтобы облегчить участь своих родственников, остававшихся в Туркмении.
Однако такого развития событий никто обычно не ожидает. Москва, как ни странно, считается достаточно надежным убежищем для оппозиционеров из разных постсоветских государств, здесь никогда не забывают, что это практически соседние страны, и неизвестно, кто может придти там к власти в ближайшем будущем. Правда, последнее время стало заметно выборочное отношение к оппозиционерам из разных стран - тех, у кого в государстве режим считается более крепким, могут «сдать» с большей легкостью.
Что касается таджикских товарищей «украденного» в Королеве Искандарова, то для них известие о его аресте стало полной неожиданностью. Они надеялись, что лидер оппозиционной Демократической партии Таджикистана спокойно пребывает в Москве, ожидая решения по своему запросу о предоставлении ему статуса беженца. Как сообщил во вторник исполнительный секретарь Демпартии Рахматулло Валиев: «О его аресте я узнал сегодня по радио, что для меня было полной неожиданностью». Оппозиционер также добавил: «Сейчас мы ищем адвоката для Искандарова, чтоб он смог с ним встретится и поговорить». При этом Демпартия сообщает, что не станет приглашать зарубежных защитников и постарается найти адвоката в Таджикистане, хотя неизвестно, рискнет ли кто-то взяться защищать личного противника действующего президента Эмомали Рахмонова. Ведь уголовные дела против Искандарова были массово заведены после того, как лидер Демпартии объявил о своем намерении участвовать в президентских выборах.
Напомним, что Искандаров обвиняется в хищении и присвоении госимущества в особо крупных размерах, незаконном содержании личной охраны, бандитизме, незаконном хранении и ношении оружия, терроризме. В ходе гражданской войны 1992-1997 годов лидер Демпартии входил в состав объединенной таджикской оппозиции и возглавлял вооруженный отряд. После достижения мирных договоренностей Искандаров занимал в правительстве Таджикистана пост главы МЧС республики, а затем возглавлял унитарное предприятие «Таджикгаз». Затем он вновь перешел в оппозицию и после заведения ряда уголовных дел отбыл в Москву, где и заявил о своих президентских амбициях.
9 декабря 2004 года Искандаров был задержан правоохранительными органами России по запросу Генпрокуратуры Таджикистана. Однако 4 апреля его освободили согласно постановлению Бабушкинской межрайонной прокуратуры Москвы по причине поступления от лидера Демпартии Таджикистана просьбы на получение статуса беженца. Однако 16 апреля Искандаров пропал из поля зрения своих знакомых. Судя по всему, именно тогда он и был захвачен таджикскими спецслужбами. Он сам незадолго до этого говорил, что, по его информации, в Москву из Душанбе прибыли четыре офицера разведки с заданием задержать его. Кстати, 19 апреля состоялся визит в Россию министра МВД Таджикистана Хумдина Шарипова, на самолете которого могли и вывезти Искандарова, если он был захвачен именно 16 апреля. Очевидно также, что в целью этого визита как раз и было «возвращение» оппозиционера на родину для «скорого и справедливого» суда.
Теперь таджикские власти ожидают экстрадиции из Москвы, на этот раз уже вполне официальной, еще одного лидера оппозиции. Как заявили вчкера представители Генеральной прокуратуры Таджикистана, власти страны надеются, что экс-министр торговли республики Хабибуло Насруллоев будет экстрадирован из России в Душанбе в ближайшие дни. Скорее всего, так и будет, поскольку 30 марта Краснопресненский суд Москвы отказал Насруллоеву в получении статуса беженца. А Тверской суд столицы 21 апреля отказал в удовлетворении жалобы защиты Насруллоева на бездействие органов Генеральной прокуратуры. Ранее представитель Генеральной прокуратуры РФ в ходе судебного заседания заявил, что по ходатайству Генпрокуратуры районный суд столицы в качестве меры пресечения в отношении Насруллоева избрал содержание под стражей "в целях оказания правовой помощи Таджикистану".
Таким образом, срочная «выдача» Искандарова попадает в рамки целой акции по борьбе с лидерами оппозиции. Например, вчера же Верховным судом Таджикистана был приговорен к 15 годам лишения свободы бывший министр внутренних дел Якуб Салимов. Он осужден по трем статьям Уголовного кодекса, в том числе за измену родине с целью организации государственного переворота. По ходу процесса власти не решились допустить представителей СМИ ни на одно из заседаний.
Напомним, что Якуб Салимов в феврале 2003 году по запросу Генпрокуратуры Таджикистана был арестован правоохранительными органами России и экстрадирован в Душанбе. В годы гражданской войны в Таджикистане он занимал различные государственные посты, в том числе пост министра внутренних дел. Весной 1997 года он даже спас президента страны Эмомали Рахмонова во время покушения на него на севере республики. И всего через несколько месяцев неожиданно был обвинен в государственных преступлениях, в том числе измене родине и объявлен в межгосударственный розыск.