Андижанский мятеж: причины и следствия - версии экспертов
Мария Ряховская, корреспондент ПСДП.ру, Портал Социал-демократической политики, 23 мая 2005 13:49
Причиной мятежа в узбекском городе Андижане стало осуждение очередных 23 членов религиозного течения "Акромия". Вопрос о том, что же такое "Акромия" - до сих пор остается спорным. В одних средствах массовой информации группа Акрама Юлдашева называется религиозной сектой, отрицающей традиционный ислам, в других - наоборот, называется частью экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". Третьи доказывают, что религиозно-политическое движение "Акромия" в лице предпринимателей, составляющих его основу, ставило своей задачей повысить низкий уровень жизни родного Андижана. Люди, приезжающие оттуда, рассказывают, что в некоторых семьях Ферганской долины на 5 детей одна пара обуви:
По версии властей, Юлдашев поставил своей целью установить "Халифат" - исламское государство в Ферганской долине, затем на территории Узбекистана и во всем мире. "Акрам Юлдашев так же написал и распространял среди людей книгу "Иймонга йул" (Путь к вере), с религиозно-экстремистскими идеями, которая призывает к изменению государственного строя Республики Узбекистан, к захвату власти и смешению законно избранных и назначенных государственных представителей Республики Узбекистан". Также, как свидетельствуют те же официальные источники, ранее Юлдашев состоял в той же террористической организации "Хизб ут-Тахрир", запрещенной в большинстве стран СНГ.
Акром Юлдашев - экстремист или благодетель?
Как бы то ни было, по обвинению в создании экстремистской организации, Акрам Юлдашев уже восемь лет находится в заключении. В апреле 1998 года решением Андижанского городского суда он был приговорен лишению свободы на 2 года и 6 месяцев по обвинению в хранении наркотиков. В конце декабря того же года был освобожден по амнистии. Однако на следующий день после взрывов в феврале 1999 года в Ташкенте он был вновь арестован и тем же судом приговорен к лишению свободы на 17 лет, поскольку, по официальной версии, он-то и являлся ведущим организатором этих трагических событий.
Нельзя забывать и о том, что Юлдашев, в первую очередь, был успешным предпринимателем. Например, у него было большое швейное предприятие, которое давало хороший доход. Люди любили его, потому что многим он давал работу. Одной из наиболее вероятных версий его конфликта с властями, между прочим, является его отказ делиться своими доходами с власть имущими. Учитывая столь же незыблемые, сколь и негласные законы, по которым издавна существует Средняя Азия, эта версия кажется наиболее вероятной. Как бы то ни было, еще в 90-х годах "Акромия" была признана "преступной группой", а книга "Путь истины" - руководством для исламских экстремистов.
Эксперт: "Акромия" никак не связана с Хезб-ут-Тахрир
Организация "Акромия" никак не связана с экстремистской организацией Хезб-ут-Тахрир, заявил на пресс-конференции, созванной по случаю кровавых событий в Андижане, координатор программы "Права человека в Центральной Азии" ПЦ "Мемориал" Виталий Пономарев. "Это абсолютно не соответствует действительности, - заявил Виталий Пономарев, - это чисто местное учение, не связанное ни с какими течениями извне. Это даже не организация. Акромия не ставит совей целью изменение конституционного строя".
В доказательство своих слов Пономарев привел цитату из выступления на конференции в 2002 году известного узбекского эксперта по исламу, доктора исторических наук Бахтияра Бабаджанова: "Акромия" - это группа, объединенная на основе идеи о естественном равноправии перед Аллахом, ориентированная на совестное общинное преодоление социально-экономических проблем". Дальше Бабаджанов пишет о цели группы как о "восстановлении в пределах одной общины духа равноправия первородного ислама - с тем, чтобы этот успех стал примером для остальных мусульман". Исследователь обращает внимание на то, что группа возникла именно густонаселенной Ферганской долине, где наблюдается острый уровень безработицы. "Прямых призывов к свержению государственного строя, - пишет Бабаджанов, - в литературе таких групп не обнаружено. Основной состав группы - мелкие торговцы и средние предприниматели".
К этому следует добавить, что община "Акромии" насчитывает не больше 250 человек. По крайней мере, такими сведениями владеют узбекские спецслужбы. Часть из акромистов проживает в Ташкенте, однако основная часть сосредоточена в Андижане, Намангане и Каканде. Первая волна репрессий против "Акромии" началась в 1998-99 году, когда было арестовано около 20 человек. Почти все они сегодня вышли на свободу, исключая самого лидера Акрома Юлдашева. Как заявил координатор программы "Права человека в Центральной Азии" "Мемориала" Виталий Пономарев, "это было бы невозможно, если бы их обвиняли в каких-то достаточно серьезных преступлениях". 2 человека за это период погибли в заключении от пыток и жестокого обращения.
В результате мятежа погибло до 1, 5 тысяч человек
С февраля шел судебный процесс еще над 23 андижанцами. Еще 13 человек находились под арестом по аналогичным делам. Почти все подсудимые были успешными предпринимателями. 15 из них руководили частными предприятиями. Их арестовали в июне-августе 2004 года прямо на рабочих местах. Подсудимым инкриминируются статьи, по которым обычно проходят "религиозные" обвиняемые: создание и участие в экстремистских религиозных организациях, покушение на конституционный строй. Родственники и земляки обвиняемых писали жалобы и пытались добиться справедливости. Когда стало известно о необоснованно жестоком приговоре, начался бунт, в результате которого, по неподтвержденным данным, погибло от 300 до 1, 5 тысяч человек.
Между тем, сам приговор так и не был оглашен прилюдно, его огласили в камерах осужденным 12 мая. Однако об этом стало известно на воле. Родственники осужденных и другие жители города разоружили милицию, затем захватили местную воинскую часть вместе с 150 единицами автоматического оружия. После этого попытались штурмовать Управление службы национальной безопасности, но им это не удалось. Вслед за этим был захвачен областной хакимият, то есть областная администрация. Все эти события происходили в ночь на 13 мая.
Наутро на центральной площади собрался митинг в поддержку осужденных, который насчитывал от 10 000 до 50 000 мирных жителей. Именно по ним вечером того же дня по ним был открыт огонь - без всякого предупреждения, сообщил редактор сайта Фергана.ру Даниил Кислов. Подавление осуществлял присланный из Ферганы десантный батальон, ему помогали присланные в экстренном порядке спецбригдады службы национальной безопасности. Причем основное число жертв пришлось на колонны людей, пытающихся покинуть город. Им стреляли в спину. По словам местных жителей, солдаты добивали раненых из автоматов. После расстрела безоружной толпы военные принялись за мятежников, засевших в здании хакимията. Еще в течение 2-3 дней после этого в городе продолжался произвол военных, которые беспричинно открывали огонь по мирным жителям.
"Передайте Путину - мы не экстремисты, мы голодные!"
Как стало известно от Даниила Кислова, специальный корреспондент Ферганы.ру работал все это время в Андижане. Он передавал, что бунтующие не имели никакого отношения к исламистам. На улицы города вышли люди, замученные нищетой. Процесс над акромистами стал для них лишь поводом продемонстрировать свое настроение. "Во многих андижанских семьях на 9 детей одни ботинки", - сказал Даниил Кислов. "Россия ассоциируется у узбеков с лучшей жизнью, с СССР, в котором они жили лучше, с демократией, с полными прилавками магазинов. Большинство этих людей сводят концы с концами лишь благодаря заработкам, которые они получают в России".
"На улице к нашему корреспонденту Алексею Волосевичу, человеку с русской внешностью, подходили люди и просили, даже умоляли: позвоните Путину! - рассказывал редактор Ферганы.ру. - Передайте ему, мы не экстремисты, мы боремся за хлеб, за политические права. Мы хотим присоединиться к России". Как прокомментировал эти слова простых узбеков Даниил Кислов, "российская экономика реально кормит депрессивные районы Узбекистана - американская помощь доходит лишь до карманов чиновников и там же остается. Между тем, около 3 000 000 жителей Ферганской долины работают в России". Слова простых узбеков, адресованные корреспонденту, лишь подтверждают определение "Акромии" исламоведом как группы, объединенной на основе идеи о равноправии перед Аллахом, в том числе и в социально-экономическом плане. Замученные нищетой, люди купились о некоем новом социализме с исламским лицом в отдельно взятом Андижане:
У Каримова был выбор: уничтожить свой народ или уйти, он выбрал первое
"Каримов очень боится повторить участь Акаева, - полагает Даниил Кислов. - У него был выбор: уничтожить свой народ или уйти, он выбрал второе". Также Кислов заявил, что он прогнозировал мятеж в Ферганской долине еще в марте, его нельзя было избежать. "Режим Каримова будет держаться до тех пор, пока Ислам Каримов будет жить". В условиях, когда народ нищенствует, а в Швейцарию из Ташкента вылетают самолеты, груженные золотом, так ли важно разбираться в идеологии Юлдашева? Народ вышел на улицу не защищать акромистов, а протестовать против режима Каримова.
И готовность народа верить в утопическую идею о построении праведного Халифата, где все будут равны перед Аллахом, означает всего лишь высокую степень отчаяния этого народа. А в итоге - обнаруженные недавно братские могилы на окраине Андижана, куда свозили убитых и зарывали их, ничего не говоря родственникам. При попытке говорить по межгороду с Андижаном - связь прерывается на слове "Андижан".
Но самое главное, что история на этом не закончится. Как заявили правозащитники на конференции, посвященной трагедии, особую тревогу вызывают андижанские беженцы в Киргизии. Киргизские власти не считают их беженцами и могут потребовать их высылки на родину, где их ждут пытки и долгие годы тюрьмы. Не так давно общественные организации Киргизии обратились к властям с просьбой не допустить высылку беженцев обратно в Узбекистан. Кроме того, как заявил координатор программы "Права человека в Центральной Азии" ПЦ "Мемориал" Виталий Пономарев, большую тревогу вызывают и граждане Киргистана, которых задержали. "Сейчас, когда так активно фабрикуется версия о подготовке заговора извне, при помощи международного исламского радикализма, эти люди могут быть замучены при попытке вытрясти из них показания". А Даниила Кислова, редактора сайта Фергана.ру, беспокоит поддержка нашего МИДом режима Каримова: "Если Лавров поддержит обвинения мятежников в исламизме - "Акромия" точно встанет под его знамена".