Бишкек хочет увеличить количество военных баз РФ. Феликс Кулов рассчитывает, что Россия обеспечит безопасность на нестабильном Ошском направлении
Никита Петров, Национальная информационная служба Страна.Ru
На днях первый вице-премьер Киргизии Феликс Кулов, встречаясь с думскими представителями российской делегации, сделал довольно неожиданное заявление. Он выступил за усиление российского военного присутствия в республике, "прежде всего, на Ошском направлении". При этом Кулов прозрачно намекнул на то, что не исключен вариант создания здесь еще одной российской военной базы. Правда, в Минобороны России Стране.Ru сообщили, что знать ничего не знают о подобных перспективах развития военно-технического сотрудничества двух стран.
На сегодняшний день Россия имеет семь военных баз за рубежом. Две из них принадлежат Военно-морскому флоту и находятся на Украине (Севастополь) и в Сирии (Тартус). Российские ВВС имеют авиабазу Кант в Киргизии. Сухопутные войска курируют две военные базы на территории Грузии: Батуми и Ахалкалаки, одну на территории Армении (Гюмри) и одну в Таджикистане на территории бывшей 201-ой мотострелковой дивизии. Помимо баз, Москва имеет еще несколько миротворческих подразделений, находящихся за пределами России: в Абхазии - 1,5 тысячи человек, в Южной Осетии - 900 человек и в Приднестровье - около тысячи человек. Космические войска арендуют у Белоруссии станцию дальнего радиолокационного обнаружения пусков ракет в Барановичах и аналогичный объект в Азербайджане - Габала.
Что касается Киргизии, то для этой страны авиабаза Кант весьма привлекательна в экономическом смысле. Начиная с 2003 года, в модернизацию объекта Россия вложила 79 млн рублей. Всего на переоборудование базы было затрачено 219 млн, а еще 130 млн рублей ежегодно выделялось на ее содержание. В 2005 году на развитие объекта планируется потратить еще 1 млрд рублей.
Договор об аренде авиабазы Кант был заключен на 15 лет с последующим автоматическим продлением каждые пять лет. Однако лидеры России и Киргизии во время открытия базы заявили, что он "будет бессрочным". Поэтому Москва достаточно смело пошла на реконструкцию объекта, который после развала СССР и закрытия учебного центра ВВС был фактически заброшен. После завершения реконструкции, как говорит командующий 5-ой армии ВВС и ПВО Евгений Юрьев, когда авиабаза сможет принимать все типы боевых и военно-транспортных самолетов, "на авиабазу будет осуществлена поставка современной техники и в большом количестве". Увеличение российской авиационной группировки не только повысит боеготовность, оперативность и мощь сухопутных подразделений КСБР, но и откроет новые рабочие места для киргизов, обслуживающих российский военный объект.
На российской базе уже сейчас трудится несколько сотен гражданских специалистов, набранных из местных жителей, для которых эта работа - весьма прибыльное дело, так как никакой другой работы в Киргизии практически нет. Поэтому открытие второго военного объекта не может не приветствоваться киргизскими властями.
Впрочем, у предложения Кулова есть и "второе дно". Суть его в том, что "Ошское направление" - это та территория, откуда пришла киргизская революция, в результате которой у власти оказался и новый первый вице-премьер. Очевидно, что в Бишкеке опасаются, что Ош может в любой момент снова стать очагом революционных волнений. По словам специалистов, предпосылок для этого более чем достаточно. Во-первых, местное население живет в крайней бедности. Безработица и отсутствие средств к существованию - главные причины процветания в этом регионе различных радикальных исламских движений и наркомафии, которые, собственно, и являются основными силами возможной дестабилизации ситуации в этом регионе. "Такие террористические организации, как "Аль-Каида", "Хизб-ут-Тахрир", ИДУ, могли воспользоваться ситуацией, сложившейся в приграничных с Таджикистаном Ошской и Джалал-Абадской областях Киргизии, и предпринять усилия для дестабилизации обстановки в регионе", - считает начальник главного штаба таджикских пограничников Нуралишо Назаров.
По идее, бороться со всеми этими факторами должны были созданные в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) государств СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). И главная задача авиабазы в Киргизии - поддержка с воздуха действий воинских подразделений КСБР государств, входящих в ОДКБ, которые дислоцированы в Центрально-азиатском регионе. В октябре 2003 года в Кант были переброшены пять истребителей Су-27, пять штурмовиков Су-25, шесть транспортных самолетов Ил-76, четыре учебно-тренировочных чешских L-39, один транспортный Ан-24, один Ан-12, один Ил-18 и два вертолета Ми-8МТ
В 2003 году члены ОДКБ начали обсуждение аналога 5-ой статьи Устава НАТО, предполагающего воспринимать "угрозу одному государству как угрозу всем". ОДКБ должна была бы стать своеобразным противовесом Североатлантическому альянсу в Среднеазиатском регионе. Главная цель - совместное отражение террористической угрозы странам региона. Введение поправки позволяло участникам ОДКБ, без согласования с парламентами своих государств, молниеносно применять силу в кризисных ситуациях. По мнению наблюдателей, революция в Киргизии как раз и стала такой кризисной ситуацией для ОДКБ. Однако на применение силы никто из ее членов не решился.
"У нас не было оснований подключать силовую составляющую, - говорит генсек ОДКБ Николай Бордюжа, - потому что не было агрессии извне. Не было оснований говорить о миротворчестве. Согласно нормативным документам, КСБР должны работать по террористической составляющей, но ни в коем случае не по политическим процессам внутри государств". Нерешительность или неготовность ОДКБ к реальному отражению агрессии, возможно, и стало причиной того, почему первый вице-премьер Кулов решил отказаться в перспективе от многосторонних отношений в пользу двухсторонних. Логика киргизского премьера проста: Россия заинтересована в росте своего влияния в Центрально-азиатском регионе, так почему не дать ей возможность здесь закрепиться? Заодно российские военные прикроют "пожароопасное" направление на Ош.
Собственно, когда в 1930-х годах прошлого века новая советская власть с помощью конницы Буденного и Фрунзе пыталась побороть басмаческое движение в Средней Азии, добиться успеха удалось не пулеметами и пушками, а именно экономическими мерами. Строительство железных дорог, Каракумского канала и развитие промышленного хлопководства позволило отвлечь большие массы местного населения от вооруженной борьбы, предоставив возможность реальных заработков. То же самое с помощью российских военных, видимо, хочет сделать и Кулов.
В Минобороны России Стране.Ru не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть слова киргизского вице-премьера, заявив, что с ними ни о чем таком никто не договаривался и что без решения президента Владимира Путина никаких новых баз в Киргизии никто открывать не будет. С другой стороны, источник редакции в военном ведомстве заметил, что на сегодняшний день первоочередной задачей российское военное ведомство считает как раз не развертывание, а вывод двух баз - из Грузии. Главкомату сухопутных войск уже поставлена задача определиться с местами передислокации частей и провести финансовый расчет предстоящего вывода. "Этот процесс весьма дорогостоящий и сложный, - заявил представитель сухопутных войск РФ. - Думаю, мы еще не скоро сможем думать о каком-то создании дополнительных баз где бы-то ни было".
КСБР -- 9 отдельных батальонов, дислоцированных на территориях своих государств: 2 казахстанских десантно-штурмовых батальонов, 2 киргизских горно-стрелковых батальона, 2 таджикских десантно-штурмовой батальона и подразделения из состава российской бывшей 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной на территории Таджикистана. Это около 4 тыс человек, 12 танков, более 200 боевых бронированных машин и 70 артиллерийских орудий и минометов.