CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

itogi.ru

Забыть Андижан

24 мая 2005

Забыть Андижан

Олег Одноколенко, Журнал "Итоги"

Запад готов простить Ташкенту жестокость при подавлении недавних беспорядков и поскорее забыть Андижан. Россия, похоже, уже забыла...

Большинство постсоветских государств отличаются друг от друга разве что климатом, фольклором и размерами. В остальном - это территориально-административные клоны, где все политические процессы сводятся к перераспределению власти, необходимой для перераспределения собственности между различными элитами. Причем, как правило, передел этот осуществляется способами, далекими от цивилизованных. Вся разница в степени нецивилизованности. Недавние кровавые события в узбекском Андижане и окрестностях, где по официальной версии полегло 170 человек, а по неофициальной - около полутора тысяч, явление того же порядка.

Незадолго до событий в Узбекистане похожая ситуация сложилась в соседней Киргизии. Но Аскар Акаев, сосед узбекского лидера Ислама Каримова, не решился применить оружие и вынужден был уйти. Правда, ситуация с оппозицией в Бишкеке иная: и нынешний и. о. президента Курманбек Бакиев, и и. о. вице-премьера Феликс Кулов по среднеазиатским меркам вполне цивилизованные политики, декларирующие свои симпатии демократическим ценностям и готовые сотрудничать и с Западом, и с Москвой. В Узбекистане светская оппозиция намного слабее, зато исламистское подполье в лице ИДУ (Исламское движение Узбекистана) и "Хизб-ут-Тахрир", связанных с "Аль-Каидой", здесь давно укоренилось. Особенно неспокойно в районе Ферганской долины, где плотность населения чрезвычайно высока, а жизненный уровень чрезвычайно низок.

И если в соседней Киргизии ветры демократических перемен все же дуют - пусть и не без помощи американской авиабазы в Манасе и различных международных фондов, - то в Узбекистане иностранное влияние заметно слабее. И действительно, какой смысл поддерживать практически не существующую оппозицию, а тем более радикалов, если до последнего времени Ислам Каримов всех за пределами Узбекистана устраивал. И на Западе, и в России узбекский режим рассматривали как барьер на пути распространения религиозного экстремизма.

Чего хотел взамен президент Узбекистана? Здесь нет никакого секрета: денег, и как можно больше. Но иностранные инвестиции не помогли: то ли денег дали мало, то ли их не так разделили. Социальное расслоение в Узбекистане чудовищное. В результате при огромной безработице (создание завода по сборке автомобилей Daewoo не решило проблемы занятости) среднестатистическая зарплата в Узбекистане составляет 16-18 долларов, пенсия - пачка сигарет. В любом случае экономическая основа власти Ислама Каримова не слишком широка, поэтому ставку приходится делать на силу. Что и было с успехом продемонстрировано в ходе андижанских событий.

Так что же произошло в Андижане - народный бунт или мятеж, организованный фундаменталистами? Трудно ответить однозначно. Довольных социальной политикой Ташкента среди жителей Ферганской долины крайне мало - это факт. С другой стороны, поражает профессионально четкая логика событий. Совершенно очевидно, что простые дехкане, даже доведенные до крайности, вряд ли бы начали марш протеста со штурма воинского арсенала и освобождения своих соратников из тюрьмы. Здесь видится почерк специалистов. У исламистов такие спецы, конечно же, имеются.

Еще один вопрос на засыпку: могло ли из андижанской искры разгореться революционное пламя? Если вести речь об одном из вариантов "цветной" демократической революции, то никогда. В силу уже упомянутых внешнеполитических причин, а также в силу традиционной закрытости узбекского общества американцы не могли быть ни заказчиками, ни тем более организаторами этих событий. Поэтому Вашингтон и впал в дипломатический ступор, когда появились первые сообщения об андижанских событиях. В конце концов США ограничились призывами к Каримову провести независимое расследование событий в Ферганской долине и подумать на предмет демократизации режима. Призывы эти Ташкент, естественно, проигнорировал.

Россия же вообще постаралась сделать вид, что ничего не произошло. Даже наша либеральная оппозиция шума предпочла не поднимать, очевидно решив, что Восток - дело тонкое и соваться с советами в эту малопонятную среду не следует. Что уж говорить об официальной Москве, формально поддержавшей Каримова, а о его контрреволюционных методах попросту умолчавшей. Заявления МИД РФ свелись к тому, что все произошедшее - внутреннее дело Узбекистана, и точка.

С последним тезисом, однако, согласиться трудно. Закрытые режимы, подобные узбекскому, - угроза не только для собственного населения, но и для соседей. Если официальный Ташкент прав и события в Андижане - бунт исламистов, то виноват в этом прежде всего он сам. Ведь нормальная оппозиция в Узбекистане сведена практически под корень. В результате протест неизбежно выливается в исламский экстремизм, который рамками Узбекистана, естественно, не ограничится.

Однако доходчиво объяснить Ташкенту разницу между спецоперациями против террористов и расстрелами демонстраций, похоже, никто не спешит. И России, и Западу хоть и в разной степени, но хочется верить в то, что режим Ислама Каримова - это чуть ли не последний рубеж обороны перед лицом исламистской экспансии в Средней Азии. Это единственное условие, при котором Запад готов простить ему жестокость при наведении порядка. Просто закрыть глаза и забыть Андижан. Россия уже забыла. Но рано или поздно придется вспоминать - когда рванет еще раз.

itogi.ru

Предыдущая статьяК.Райс: Нельзя сквозь пальцы смотреть на попытки Ирана разработать ядерное оружие
Следующая статьяХалифат бросает вызов