Зло, которое мы знаем ("The New Republic", США)
Причины, по которым администрация Буша старается сохранить Каримова в качестве стратегического партнера, быстро исчезают
Редакционный комментарий, 24 мая 2005
Для восстановления всех деталей понадобится какое-то время, но уже сейчас мы знаем кое-что о том, что случилось в узбекском городе Андижане. Военнослужащие правительственных войск открыли огонь и убили сотни безоружных демонстрантов, собравшихся на площади после того, как мятежники освободили из местной тюрьмы 2000 заключенных. 'Они стреляли по нам, как по зайцам, - сказал один узбек корреспонденту агентства 'Рейтер'. - Они преследовали и приканчивали нас как собак на улицах и в переулках'.
Мы также знаем, что первая реакция администрации Буша была нелепой. 'Мы обеспокоены вспышкой насилия, - заявил представитель Белого Дома Скотт Макклелан, - и особенно тем, что несколько членов террористической организации оказались на свободе'. Через три дня администрация Буша перенесла тяжесть критики на узбекское правительство, заявив, что убийство ни в чем не повинных людей вызывает 'глубокое возмущение'.
Корни кризиса довольно просты и понятны. Узбекский диктатор Ислам Каримов не терпит инакомыслия. Бывший коммунистический аппаратчик, превратившийся в прозападно настроенного коррумпированного лидера, Каримов пытками и убийствами проложил себе путь наверх на пьедестал нарушителей прав человека. Его режим эпохи средневековья известен тем, что при этом режиме заключенных душат, надевая на них противогазы с хлоркой; а двое из них были заживо сварены в котле с водой. Каримов использует реальную, но преувеличенную угрозу со стороны террористической организации Исламское Движение Узбекистана, имеющей связи с Аль-Каидой, в качестве дубины для уничтожения всей оппозиции.
Андижан, город с 300-тысячным населением, находится в Ферганской долине, в самой восточной части Узбекистана, страны, сильно страдающей от экономической политики Каримова. Основой узбекской экономики является хлопок, однако крестьяне и фермеры вынуждены продавать это 'белое золото' режиму за жалкие гроши, в то время как государство перепродает его с огромной выгодой, благодаря которой Каримов остается у власти. Жители Ферганской долины пытались противостоять такой разрушительной экономической системе при помощи свободного предпринимательства - базаров, местных банков и неофициальной торговли с соседней Киргизией. Однако Каримов, к негодованию обитателей долины, уничтожил все это. Этим объясняется то, почему уголовное дело против 23 андижанских бизнесменов, обвиненных в экстремизме и участии в незаконной исламской организации, из обычного показушного судебного процесса вылилось в массовое восстание. Каримов заявляет, что люди, составляющие основу среднего класса Андижана, это исламские радикалы, однако для андижанских жителей они были источником так необходимой им работы.
В начале месяца протесты за пределами здания суда, где шел процесс над бизнесменами, стали регулярными, а в прошлый четверг вечером неизвестно откуда взявшиеся мятежники штурмом взяли местную тюрьму и освободили из нее заключенных, часть которых, по утверждению Каримова, является членами Исламского Движения Узбекистана. Вслед за штурмом тюрьмы произошло то, что, по всей видимости, было спонтанным протестом населения, собравшегося на главной площади города. Каримов утверждает, что толпа состояла из опасных бандитов и исламских фундаменталистов, однако на деле большинство митингующих (если не все) были мирными жителями, протестовавшими против бесчестного правления Каримова и его жестокой экономической политики. Один из немногих журналистов, находившихся на месте событий, сообщал следующее: 'Я хочу подчеркнуть, они выкрикивают лозунги социального характера, а не исламистские. Они говорят, что все плохо, они спрашивают власти, почему те довели народ до такой нищеты'.
Вскоре после этого солдаты Каримова пошли на штурм площади, продвигаясь в бронетранспортерах. Они открыли огонь по безоружным демонстрантам, среди которых были женщины и дети. В Соединенных Штатах считают, что были убиты около 300 человек; группа узбекской оппозиции называет цифру в 745 человек.
Причины, по которым администрация Буша старается сохранить Каримова в качестве стратегического партнера, быстро исчезают. После событий 11 сентября Каримов был нам нужен, поскольку он предложил США воспользоваться старой советской авиабазой для проведения боевых операций против движения Талибан. Однако сейчас у нас есть постоянно развивающаяся база в Баграме, что на территории Афганистана. Другие утверждают, что Каримов является оплотом светской власти против исламистов в самой населенной стране Средней Азии. Однако Буш сам заявлял о том, что предпочтение, отдаваемое стабильности в ущерб неопределенности свободы, является стратегией, обреченной на провал. Более того, поддержка Каримова является контрпродуктивной, поскольку он твердо нацелен на то, чтобы загнать умеренных и нейтральных узбекских мусульман в лагерь исламистов. Еще один аргумент состоит в том, что Узбекистан является противовесом, мешающим росту китайского и российского влияния в регионе, а также страной, обеспечивающей сохранение нефтяных и газовых запасов Средней Азии для Запада. Однако мы нужны Каримову больше, чем он нам. Утрата такого военного партнера, как Соединенные Штаты, нанесет ему мощный удар. Кроме того, Узбекистан получает миллионы долларов американской помощи, которая может быть остановлена одним росчерком пера президента Буша.
Нам пора помахать дубинкой. В конце концов, настоящим экзаменом Буша на преданность делу демократии станет его стремление к продвижению этой демократии даже в тех случаях, когда оно противоречит его краткосрочным интересам. В этом смысле Узбекистан стал первой реальной проверкой решимости Буша 'покончить с тиранией во всем мире'.
Евгений Еремин , ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 24 мая 2005, 17:42 Оригинал публикации: Devil We Know