CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo.msk.ru

Аскар Акаев, экс-президент Киргизии на "ЭХО МОСКВЫ"

13 июля 2005

Аскар Акаев, экс-президент Киргизии на "ЭХО МОСКВЫ"

Радиостанция ЭХО МОСКВЫ, 13 Июля 2005

Выборы в Киргизии (эфир по телефону)

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В столице 14 часов 10 минут. У микрофона Владимир Варфоломеева. И у нас на прямой линии телефонной связи сейчас должен быть Аскар Акаев - в недавнем прошлом президент Киргизии. Аскар Акаевич, здесь ли вы с нами?

А. АКАЕВ - Да, я с вами. Здравствуйте.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Добрый день. Мы рады вас слышать. Учитывая, что общение наше происходит по телефону, первый вопрос таков. Где вы сейчас находитесь?

А. АКАЕВ - Я сейчас нахожусь в Подмосковье. Мы здесь проживаем со своей семьей. Сегодня прекрасная погода, так что мы чувствуем себя очень хорошо.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Таким образом, можно ли предположить, что, начиная с тех знаменитых событий, которые произошли в Бишкеке несколько месяцев назад, вы непрерывно находитесь на территории России, под Москвой?

А. АКАЕВ - Да, совершенно верно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Рассказывают, что в это воскресенье, когда были президентские выборы в Киргизии, вы в них не принимали участие и не пришли в посольство, которое находится в Москве, где был открыт избирательный участок. Почему вы так поступили?

А. АКАЕВ - Дело в том, что мы оказались в списке голосующих по месту жительства в городе Бишкеке в Кыргызстане. Но там была только наша старшая дочь Бермет, которая и проголосовала в соответствии со списком. Поскольку в посольстве Кыргызстана в Москве нас не было в списках, поэтому мы и не смогли проголосовать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А если бы у вас была возможность опустить свой бюллетень, чье бы имя в этом бюллетене из шести кандидатов вы бы выделили? Впрочем, была и седьмая строчка - «против всех».

А. АКАЕВ - Я перед выборами уже сделал свой выбор, я в своем обращении к народу Кыргызстана поддержал среди всех кандидатов тандем Бакиев - Кулов. Считаю, что в сегодняшней ситуации для Кыргызстана очень важно, чтобы наш народ остановился именно на этом тандеме, поскольку это позволяет надеяться на стабилизацию ситуации в стране и упрочении гражданского мира, межрегионального согласия в стране. Поскольку Кыргызстан - моя родная страна, конечно, для меня было очень важно будущее стабильное безопасное развитие моей страны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Мне кажется ваша позиция весьма и весьма достойной, но все равно удивительной с точки зрения, наверное, любого обывателя и меня, в том числе. Ведь во главе с Бакиевым люди штурмовали Дом правительства и дом, где находится Администрация президента Киргизии в марте этого года, они захватили тогда власть, а сегодня вы считаете, что эти люди достойны того, чтобы возглавлять. Некий человеческий парадокс.

А. АКАЕВ - Я считаю, что в таких случаях мы должны придерживаться, прежде всего, общенациональных интересов, а не руководствоваться личными симпатиями, антипатиями. Поскольку я последние 14 лет был президентом Кыргызстана, поэтому, конечно, для меня, прежде всего, была важна судьба моей страны, чтобы в ней была стабильность, чтобы в ней и далее развивались такие ценности как демократия, права человека, гражданские свободы. Поэтому, конечно, несмотря на мое неоднозначное отношение к этому тандему, несмотря на все личные переживания, я все-таки считал, что надо подняться выше своих личных интересов, встать на общенациональную позицию, поэтому я поддержал. И в своем обращении к своему народу я об этом ясно, четко, однозначно сказал, что этот тандем как раз позволяет надеяться на скорейшую стабилизацию, выход из кризиса, в который попала наша страна. Поэтому я и поддержал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сейчас особенно, наверное, после прошедших выборов важно смотреть вперед, в будущее. У меня есть как минимум два вопроса, которые все еще о прошлом, о весенних событиях. Сегодня я почитал «Независимую газету», там в одной из публикаций написано: «Вопреки расхожему мнению о том, что уход президента Акаева, вызванный революцией, изначально был инициирован Вашингтоном, реальные развития событий в Киргизии заставляют предположить, что за изменением ситуации, вполне вероятно, стояли вовсе не США, а Россия или соседний (так же как и Россия для Киргизии) Китай». Все-таки какой из внешних факторов: американский или же российский и китайский - был наиболее серьезным во время тех событий? Как вы сейчас считаете?

А. АКАЕВ - Я признаюсь, я не читал сегодня «Независимой газеты» и только от вас слышу об этой точке зрения, с которой, конечно, я никак согласиться не могу, поскольку Россия и Китай, они всегда выступали за стабильность, безопасное развитие стран Центральной Азии и исходили всегда из принципа невмешательства во внутренние дела центрально-азиатских государств, поэтому я вообще исключаю влияние Китая и России на события 24 марта. Что касается влияния Запада, оно было очевидным. Это не было ни для кого секретом. Об этом, кстати, писали сами западные журналисты, западные средства массовой информации. В Кыргызстане в последний год, в последние полгода особенно активно (я имею в виду до мартовских событий) активная работа проводилась многими международными организациями по осуществлению технологии «цветной революции», потому, конечно, здесь превалирующим фактором было именно влияние Запада. Они инициировали заезд инструкторов из Украины, из Грузии, те, которые уже имели опыт осуществления «оранжевой», «розовой» революции. Так что моя точка зрения - я считаю, внешний фактор, конечно же, в лице Запада и в первую очередь Соединенных Штатов Америки.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Скажите, Аскар Акаевич, 23 и 24 марта были ли у вас личные контакты (по телефону, разумеется) с кем-то из руководства России, например, с президентом Путиным?

А. АКАЕВ - Нет. 23 и 24 марта, именно в эти дни не было. У меня был контакт в эти дни с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, я консультировался с ним. Я полагал, что 24 марта будет мирная демонстрация. И я, конечно, предположить не мог, что это будет сразу такой силовой штурм правительственного дома с целью силового захвата власти. Я планировал, конечно, консультироваться и с руководством России, но просто не успел.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я почему задал этот вопрос? Потому что в прессе, вы знаете, активно обсуждается такой тезис, дескать руководство России призывало вас, когда начались эти массовые выступления, применить силу против оппозиции, но вы на этот шаг не пошли. То есть, насколько я понимаю, Москва с подобного рода советами не выступала?

А. АКАЕВ - Нет, нет, я это категорически отвергаю. Я заявляю, что Москва никогда, я считаю, что она и не могла, ведь все-таки российское руководство всегда было заинтересовано именно в стабильном безопасном развитии ситуации в Кыргызстане и конечно, никаких таких советов из Москвы просто не могло быть. Я это со всей ответственностью подчеркиваю.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На днях министр иностранных дел Киргизии Роза Отунбаева сказала о том, что новые власти в республике будут приветствовать появление к Киргизии новой серьезной оппозиции. Она не упомянула, кто мог бы составить эти оппозиционные силы, кто мог бы возглавить. Вы себя видите в роли руководителя новой киргизской оппозиции?

А. АКАЕВ - Нет, ни коим образом. Я неоднократно заявлял после выборов 2000-го года, что это мой последний президентский срок, на этом я заканчиваю свое участие в большой политике. В общем-то я планировал передать эстафету в соответствии с конституцией 30-го октября 2005-го года, а затем вернуться снова к научной, либо к научно-организационной деятельности. Так что мои планы были предопределены. Я этих планов не изменил. Так что я не вижу ни коим образом себя в оппозиции нынешним властям, напротив, я желаю им успеха. Ведь судьба моей страны, она, конечно, всегда меня заботит в первую очередь, поэтому я не намерен: Тем более, в апреле уже, складывая досрочно президентские полномочия, я заявил, что я не намерен вмешиваться более в внутриполитические события в Кыргызстане, по крайней мере, на предвыборные период. Я это слово свое сдержал. И далее не намерен я вмешиваться. Помочь - конечно, всегда я со своим народом, с заботами своей страны:

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Аскар Акаевич, а как же тогда события 17 июня в Бишкеке, когда большая группа людей захватила Дом правительства, и власти заявляют, что вы мало что знали о подготовке этих массовых беспорядков, так якобы еще были готовы оплатить (я цитирую) «издержки через своего зятя».

А. АКАЕВ - Это был исключительно такой обычный банальный предвыборный политический трюк. Сразу же после этих событий через несколько дней было обнародовано официальное заключение правительства от имени министерства внутренних дел, в котором как раз указывались и организаторы, и силы, которые участвовали в событиях 17 июня. И в этом официальном заключении правительства, новых властей, там не было никакого намека на участие в организации или финансировании Акаева или членов его семьи. Так что это был исключительно предвыборный политический трюк, который тоже, наверное, сыграл роль в том высоком результате голосования за тандем Бакиева.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Буквально на днях генеральный прокурор Киргизии сказал, что он намерен ходатайствовать перед парламентом о лишении вас неприкосновенности как бывшего главы государства. Если это произойдет, вы сильно расстроитесь?

А. АКАЕВ - Вы знаете, прежде всего нынешние власти объявляют себя приверженцами демократии, правопорядка, то есть правового государства. В принципе меня лишить статуса экс-президента они не могут в соответствии с конституцией, потому что конституция, она предусматривает только один вариант, одномоментное решение этого вопроса. Когда в апреле я сложил досрочно добровольно, чтобы открыть дорогу легитимизации новой власти, полномочия, парламент рассматривал в соответствии с конституцией, там они рассматривали как раз и вопрос об импичменте, о сохранении статуса экс-президента. И парламент тогда принял решение окончательное, проголосовал в соответствии с конституцией, предоставив мне статус экс-президента. Так что в соответствии с конституцией, с законами страны, если новые власти собираются продолжать строить правовое государство, основанное на демократии, правах человека, то это в принципе невозможно, я считаю. Это я также рассматривал как предвыборный трюк.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Аскар Акаевич, еще один вопрос, он касается внешнеполитического аспекта политики Киргизии.

А. АКАЕВ - Пожалуйста.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сегодня, буквально час назад, был ратифицирован в Совете Федерации договор между Россией и Киргизией о российской авиационной базе в Канте на территории вашей республики. Более того, как сказали наши военные, численность военнослужащих на российской авиабазе вскоре будет увеличена в два раза. Это одно событие. Оно привлекло мое внимание, прежде всего потому, что совсем недавно на саммите ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) Киргизия, как и Узбекистан, намекнули американцам, что их военное присутствие в Центральной Азии надо бы сократить. Что это за смена приоритетов?

А. АКАЕВ - Я считаю, что здесь никакой смены приоритетов я не вижу. Я хочу, прежде всего, приветствовать то, что Совет Федерации наконец-то ратифицировал договор о российской базе в Канте. Вы знаете, что с самого начала эта база была создана на постоянной основе как авиационная компонента сил быстрого развертывания Организации договора коллективной безопасности в целях обеспечения стабильного безопасного развития стран Центральной Азии, членов ОДКБ. Я считаю очень важным это решении о расширении, усилении этой авиационной базы, поскольку это основная компонента сил быстрого развертывания. И я убежден, что эта база будет играть ключевую роль именно в обеспечении будущего стабильного безопасного развития не только Кыргызстана, но и других стран Центральной Азии.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А зачем при этом выгонять американцев-то?

А. АКАЕВ - Я хотел бы заметить, что с самого начала создания американской базы статус этой базы предусматривался временным, я хочу подчеркнуть «временный», поскольку международная антитеррористическая коалиция, создавая в 2002-м году эту базу, она рассчитывала на ее сохранение только до стабилизации ситуации в соседнем Афганистане, который тогда был основным источником международного терроризма и экстремизма. Поскольку статус был временным, я не вижу здесь противоречия в том, что страны ШОС хотели бы уточнить временные сроки пребывания этой базы на территории Кыргызстана. Я считаю это естественным, нормальным.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Аскар Акаевич, у нас осталась одна минута. Последняя тема - когда вы планируете вернуться в Бишкек, если есть такие планы?

А. АКАЕВ - Что вы? Конечно! Кыргызстан - моя родина. Это мое горячее желание вернуться. Весной, когда я складывал полномочия, я имел желание приехать на Родину и в соответствии с конституцией сложить перед парламентом. Тогда мне не дали возможность, я понимаю. Теперь прошли выборы, в стане легитимная власть. Кстати, я в числе первых поздравил нового президента, Курманбека Бакиева, с его несомненным успехом, пожелал ему удачи именно в интересах свой страны. Так что как только новые власти создадут соответствующие условия, я имею в виду обеспечение безопасности и статуса экс-президента, конечно, я с огромным удовольствием, я мечтаю о том, чтобы вернуться на родину.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Как вы думаете, в этом году удастся это сделать?

А. АКАЕВ - Я надеюсь, я очень надеюсь на это.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо большое. У нас в прямом эфире был первый президент Республики Киргизии - Аскар Акаев. Сейчас он находится под Москвой. Благодарю вас за это интервью. Спасибо.

А. АКАЕВ - Спасибо и вам огромное.

echo.msk.ru

Предыдущая статьяНа выборах в Киргизии борьба шла с законодательством. Эксперт
Следующая статьяБойко: Контракты с Туркменистаном важнее, чем с Россией