Туркменбаши много не просит
Небольшое подорожание туркменского газа при условии наращивания объемов поставок будет выгодно обеим странам
Алексей Щеглов, Национальная информационная служба Страна.Ru, 20 октября 2005
В четверг в Ашхабад прибыл с двухдневным рабочим визитом министр иностранных дел России Сергей Лавров. План переговоров Лаврова с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым и министром иностранных дел Рашидом Мередовым содержит обширный список вопросов, касающихся как двусторонних отношений, так и ситуации во всем центрально-азиатском регионе и проблемы урегулирования правового статуса Каспийского моря. Переговоры только начались, но уже известен один из их предварительных итогов. Речь идет о прозвучавшем со стороны Ниязова предложении начать в 2006 году переговоры о повышении цены за экспортируемый в Россию газ.
Независимый Туркменистан не избалован вниманием российских средств массовой информации. Между тем, отношения между двумя странами носят достаточно устойчивый и взаимовыгодный характер. Естественно, что одно из главных направлений двустороннего сотрудничества - это развитие взаимодействия в нефтегазовой сфере. Газовые богатства Туркменистана во многом позволили сохранить этой стране политическую стабильность и проводить достаточно независимую внешнюю политику. Россия же долгое время получала довольно существенные выгоды, замещая в своих газопроводах собственный газ поставками из Туркмении. При этом обе страны по-прежнему заинтересованы в наращивании объемов прокачки туркменского газа по российским газопроводам.
Что касается конъюнктуры газового рынка, то давно известно, что мировые цены на газ в значительной степени привязаны к ценам корзины основных энергоресурсов, прежде всего нефти. Поэтому логично предполагать, что цена поставляемого газа в условиях роста цен на нефть должна также возрастать. С другой стороны, не менее важным фактором для газового рынка является надежность поставок, которые гарантируются соответствующими долгосрочными договорами между странами. Насколько болезненным оказывается несоблюдение правил игры, видно на примере Украины, которая неоднократно "изымала" внеплановые объемы российского газа, а теперь поставлена "Газпромом" в очень жесткие условия.
Поэтому прозвучавшее от Сапурмурата Ниязова предложение пересмотреть в сторону увеличения цену туркменского газа не является каким-то неожиданным ходом. Логика туркменского лидера по своему безупречна. "Мы продаем газ по 44 доллара, но вы повышаете цены на свой экспорт. До 2007 года у нас есть соглашение по цене, но дорожает металл, цены на ваши трубы выросли втрое, мы их покупаем, тогда давайте на 2006 год не 44, а 50, а на 25-летнее соглашение - 60", - сказал Ниязов.
Заключенный в начале апреля 2003 года контракт Туркмении с Россией предполагает увеличение до 2006 года закупки «Газпромом» туркменского газа до 10 млрд кубометров. В 2007-2008 годах Туркмения будет поставлять российской монополии уже 60-70 млрд кубометров газа, с 2009-го - 70-80 млрд, а с 2010 года Туркменбаши выразил готовность увеличить поставки до 100 млрд кубометров. Хотя эксперты и сомневаются в возможности так резко увеличить добычу за столько короткий срок, но для России было бы лучше, если бы этот прогноз реализовался, поскольку большая часть газа идет по ее территории. Кроме того, "Газпрому" очень выгодно использовать туркменский газ, поскольку он покрывает снижение в газодобыче, по крайней мере, до тех пор, пока не выйдут на полную мощность месторождения на Ямале. Да и после покупать туркменский газ по такой цене значительно более выгодно, чем заниматься разработкой полярных запасов, которые можно и приберечь до тех пор, пока новые технологии не позволят добывать его более дешево. Сапармурат Ниязов хорошо понимает это. Если Россия не согласится, то с 2007 года речь на переговорах могла зайти о более высоких цифрах, хотя точная стоимость будет еще рассчитываться экспертами. Кроме того, Россия имеет шанс увязать повышение цен на газ с доступом на туркменский рынок. Разумеется, к самим месторождениям "Газпром" вряд ли допустят, однако газотранспортные пути по Средней Азии требуют модернизации и расширения. Широкое участие наших компаний в этом проекте вполне отвечает российским экономическим и политическим интересам.
Поэтому в принципе такое предложение является достаточно аккуратным и уважительным по отношению к российским партнерам. Турция, напомним, вообще выставила "Газпрому" ультиматум. Учитывая намерение России прекратить субсидировать по льготным ценам некоторые бывшие республики СССР и растущие цены на европейском рынке, куда идет основной газпромовский поток, а также перспективы расширения поставок сжиженного газа в США, прибавка, которую намерен получить Сапурмурат Ниязов, не выглядит столь уж значительно. Тем более, что срок на который ориентируется Туркменбаши, очень значителен. "И мы намерены выполнять наши соглашения о поставке газа по соглашению на 25 лет вперед", - сказал туркменский лидер. Правда, в последнее время тенденция пересматривать долгосрочные договора все более набирает силу. Сам "Газпром" два года назад пострадал от того, что Турция отказалась платить оговоренную цену в рамках "Голубого потока", и российскому газовому монополисту пришлось пойти на уступки, поскольку наша южная соседка оказалась монопольным потребителем.
Логично, что рост стоимости туркменского газа позволяет российским представителям получить законные основания поднять вопрос о пропорциональном увеличении платы перед Украиной и некоторыми другими странами.