Лавров начнет с Ашхабада. Глава российского МИДа посетит Среднюю Азию вслед за своей американской коллегой
Иван Преображенский, Национальная информационная служба Страна.Ru, 20 октября 2005
В четверг российский министр иностранных дел Сергей Лавров начинает свое среднеазиатское турне, которое можно было бы назвать «поездкой по следам Кондолизы Райс», если бы только главы дипломатических ведомств двух стран посещали одни и те же государства. Однако руководитель российского МИДа начинает свою поездку с Туркмении, где глава Госдепа не побывала, а затем едет в Узбекистан, с которым США решительно испортили отношения после событий в Андижане и вывода военной базы.
Надо отметить, что сегодня Туркмения постепенно становится как бы «белым пятном» на карте Средней Азии, из-за политики своего бессменного президента Ниязова она вышла из зоны российского влияния, однако в США эту страну называют «диктаторским режимом». Для того чтобы совсем не утратить контактов с этой страной, обладающей значительными запасами углеводородов, Сергей Лавров, скорее всего, и едет на два дня в Ашхабад. Возможно, речь даже идет о желании самого Туркменбаши вновь, ввиду холодности со стороны Запада, последовать примеру Узбекистана и улучшать отношения с Москвой.
По официальной информации российского МИДа, Сергей Лавров пробудет в Ашхабаде два дня - 20-21 октября. Как заявил журналистам официальный представитель российского дипломатического ведомства Михаил Камынин, "визит осуществляется в рамках стабильного российско-туркменского политического диалога на высшем и высоком уровнях". В рамках этого визита предполагается встреча Лаврова с туркменским президентом Сапармуратом Ниязовым, что в последнее время бывает не частно, так как «глава всех туркмен» лично ведет лишь важные переговоры. Кроме того, руководитель российского МИДа проведет переговоры со своим коллегой - министром иностранных дел Туркмении Рашидом Мередовым.
Предполагается, что стороны обсудят состояние и перспективы взаимодействия в экономической области, в том числе под углом зрения планируемого второго заседания российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству. "Российская сторона полагает важным принятие совместных дополнительных мер к тому, чтобы сделать двусторонние экономические связи более стабильными и устойчивыми, полнее использовать в этих целях имеющийся у обеих стран богатый потенциал", - сказал Михаил Камынин. Это, очевидно, означает, что речь наверняка будет идти о сотрудничестве Туркмении с «Газпромом», а также, возможно, о консультациях по Каспию. Как сообщил представитель МИДа, речь также пойдет и о перспективах созыва второго Каспийского саммита - вероятно, Сергей Лавров постарается убедить Сапармурата Ниязова лично принять участие в этой встречи, поскольку ранее Туркмения фактически игнорировала переговоры, стараясь отправлять на встречи по Каспию второстепенных чиновников, не имеющих полномочий.
После Ашхабада Лавров прибудет в соседний Ташкент. Отношения между двумя посещаемыми им республиками трудно назвать дружественными. Тем не менее, у Москвы с обоими государствами они вполне приличные. Как сообщил Михаил Камынин, "в ходе рабочего визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Узбекистан 21 октября будет обсуждаться тема координации усилий России и Узбекистана, нацеленных на содействие ускорению интеграционных процессов в Центральной Азии и за ее пределами". Таким образом, речь преимущественно пойдет о перспективах присоединения Узбекистана к ЕврАзЭС, о чем главы государств договорились на саммите ОЦАС в Санкт-Петербурге. Кроме того, предполагается обсудить военно-политическую ситуацию в Средней Азии, поговорить о борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и наркопреступностью. Как раз недавно узбекские пограничники задержали рекордную партию героина, однако, скорее всего, под обсуждением борьбы с наркопреступностью скрывается также и тема Афганистана и американского присутствия там, а значит и вопросы влияния США на регион в целом.
Таким образом, фактически по своим целям визит Сергея Лаврова во многом совпадает со среднеазиатским турне Кондолизы Райс. Однако российский министр намеревается посетить как некоторые из тех стран, где побывала глава Госдепа, за исключением разве что Афганистана, так и те государства, куда руководительница американской дипломатии не поехала или где ее не приняли, что с очевидностью свидетельствует о сохраняющемся российском влиянии в этом регионе.