«Агентство политических новостей - Казахстан», 24.10.2005, Дмитрий Верхотуров
Киргизия: время бунта
Еще неделю назад, когда недалеко от Бишкека начался бунт заключенных колонии строгого режима 31, никто из журналистов не мог себе представить, что он приведет к политическому кризису в Киргизии. Но после того, как в колонии погибли депутат парламента Тынычбек Акматбаев, его помощник и телохранители, сторонники погибшего депутата начали акцию протеста в Бишкеке. Затем протесты против правительства и лично премьера Феликса Кулова перекинулись в другие города Киргизии, в частности, в город Ош.
Эти события начались 20 октября с инспекции председателем парламентского комитета по безопасности и правоохранительным органам Тынычбека Акматбаева исправительных учреждений Киргизии. В этой поездке его сопровождали начальник ГУИН МВД Киргизии Икматулла Полотов, начальник отдела специализированной прокуратуры З. Калиев, эксперт парламента Т. Оморов и помощник Акматбаева Х. Алымкулов. Во время посещения колонии строгого режима 31 в пос. Молдавановка инспекция встретилась с толпой заключенных, среди которых был Абдуллин Рустамов ("Двадцатка"), один из авторитетов колонии. Известный криминальный "авторитет" открыл огонь из пистолета: первым выстрелом убил Акматбаева, Алымкулова и Оморова, тяжело ранил телохранителя депутата Н. Садыкова, Полотова и Калиева. Полотов затем скончался в реанимации от полученных ран.
По словам премьер-министра Киргизии Феликса Кулова, между заключенными и инспекцией началась ссора, которая и привела к перестрелке. Особо отметим, что члены делегации, вопреки всем писанным правилам, пронесли в зону два пистолета - ТТ и "Макаров". По первоначальным данным уже начавшегося следствия, стрельбу первым открыл Рустамов.
В тот же день, в колонию на переговоры с заключенными приехал премьер-министр Феликс Кулов, которому удалось добиться выдачи раненых членов инспекции, а также тел убитых. Все сотрудники колонии были отведены за внешний периметр, после этого напряженность в колонии более или менее разрядилась.
Однако на следующий день, 21 октября, ситуация неожиданно обострилась в политическом ключе. Рано утром 25 депутатов парламента созвали экстренное совещание, на которое был вызван премьер-министр Кулов. Депутаты даже не поставили в известность спикера парламента Омурбека Текебаева, который в это время находился в отпуске, и не удосужились собрать необходимый для принятия решений кворум. По сути дела, это было очень странное, келейное собрание небольшой группы депутатов, которая от имени всего парламента предъявила Кулову серьезные обвинения. По ее версии, премьер, якобы, несет косвенную вину за гибель депутата, и депутатская группа потребовала его немедленной отставки.
Кулов в ответ на эти требования заявил, что он уйдет в отставку только после проведения полной парламентской процедуры, "если основания для его ухода будут найдены". Все та же активная группа депутатов приняла решение о созыве 22 октября в 10 часов утра экстренного заседания парламента, на котором должен быть рассмотрен вопрос об отставке Кулова.
С утра к зданию парламента стали стягиваться хорошо организованные сторонники отставки Кулова. Они принялись устанавливать юрты, армейские палатки, казаны для приготовленая пищи, биотуалеты и контейнеры для мусора, заявляя при этом, что не покинут площадь до отставки премьер-министра. Однако в первый же день случился первый серьезный провал организаторов акции. На объявленное экстренное заседание парламента депутаты не явились, а любое решение, принятое небольшой группой депутатов в отсутствие спикера и без кворума, является полностью незаконным. Сторонники отставки заявили о том, что рассмотрение вопроса переносится.
За этой "стихийной" эскалацией протеста проглядывают элементы заранее подготовленного и хорошо организованного политического кризиса. Вряд ли можно назвать бунт в колонии и убийство Акматбаева политическим заказом (сам Кулов категорически отвергает эту версию), но вот последствия этих событий в виде "бунта депутатов" и митинга на площади - прямое следствие давно ведущейся "антикуловской кампании". Определенные силы в Киргизии готовы использовать любой подходящий случай, чтобы убрать Феликса Кулова с поста премьера. Демонстрации и обвинения со стороны депутатов должны были запугать Кулова, вынудить его уйти в отставку и раскачать политическую ситуацию в стране.
Пока взять Кулова на испуг оппозиционерам не удалось. К настоящему моменту ситуация не склонилась в пользу какой-то стороны, но далее возможны два варианта. Либо оппозиционеры помитингуют и вскоре разойдутся, чтобы подождать более удобного случая для нового наката на киргизское правительство. Либо противники Кулова перейдут к более решительным шагам, вроде беспорядков и попыток штурма правительственных зданий по примеру событий марта этого года. Только "железный Феликс", как часто называют в Киргизии Кулова - это политик другого покроя, чем интеллигентный профессор Акаев. Если Феликс Кулов сумел быстро договориться с бунтующими зеками в колонии, то, в случае необходимости, он сможет справиться и с оппозиционным бунтом.