«Агентство политических новостей - Казахстан», 24.10.2005, (Павел Святенков)
США: веревку сами намылите или вам помочь?
В последнее время Соединенные Штаты предприняли ряд шагов, свидетельствующих о новом подходе к странам постсоветского пространства. Речь идет о стратегии постепенного внедрения демократии с помощью самих правительств демократизируемых стран. США поняли, что прямая "оранжевая революция" не сработает ни в Казахстане, ни в Азербайджане, ни в других бывших республиках СССР. Поэтому приоритет был отдан давлению на уже существующие политические режимы.
Рупор политической элиты США "The Washington Post" раскрывает суть американской политики в отношении Казахстана и Азербайджана. По мнению газеты, американская администрация готова принять экзамен на демократию у обеих стран.
Газета оценивает результаты визита Кондолизы Райс в бывшие советские республики: "Суть сделанных им предложений почти одинакова: проведите свободные и честные выборы, и вы сможете "поднять отношения ваших стран с США на новый стратегический уровень": Это означает: более тесные военные связи, помощь в решении проблем (например, такой, как неразрешенный военный конфликт между Азербайджаном и Арменией), а также статус основных партнеров США на Кавказе и в Средней Азии".
Одновременно газета отмечает противоречивость политики США: "Администрация меньше всего заинтересована в беспорядках на территории еще одного нефтяного мусульманского государства. Она надеется, что сочетание предлагаемых пряников и страха перед кнутом последствий подтасовки выборов заставит Алиева и Назарбаева в достаточной степени реформироваться, чтобы претендовать на звание демократических союзников".
Однако судьями в деле движения Казахстана к демократии будут не США, а ОБСЕ и международные организации, предупреждает автор статьи в "The Washington Post": "что, если один или оба режима провалятся на экзамене ОБСЕ? "Наши слова должны соответствовать нашим мыслям, а это значит, что нам надо быть готовыми к разочарованиям", - сказал мне один официальный представитель власти. А если после этого люди выйдут на улицы с требованиями демократии, как они делают это в других местах? Пока администрация не говорит, какой будет ее реакция".
Таким образом, несмотря на формально декларируемое администрацией желание дружить с действующими правительствами Казахстана и Азербайджана, американские власти пока не дают ответа на вопрос, что будет, если оппозиция устроит революцию или хотя бы имитацию революции. Не секрет, что ОБСЕ и прочие международные организации прекрасно подвергаются манипулированию со стороны Запада (но не только администрации США).
Цель американского давления - заставить постсоветские режимы самостоятельно создать демократические институты, так сказать, инфраструктуру демократии и, затем, уже опираясь на нее, провести смену руководства. Иначе говоря, если народная поддержка Нурсултана Назарбаева или его коллег-президентов из других государств СНГ окажется достаточно сильной, то США позволят ему остаться у власти. Но только при одном условии - первоочередного учета американских интересов. Если же поддержка действующей власти окажется слабой, то США легко могут согласиться на смену власти путем революции.
Такая американская стратегия используется практически повсеместно в Центральной Азии и демонстрирует известное стремление США к получению политического выигрыша в любой ситуации (win-win situations). Ведь даже если "оранжевой" революции не произойдет, американская стратегия должна привести к усилению оппозиции. А затем и к приходу "единого лидера демократической оппозиции" (таковые назначаются сейчас во всех неоранжевых странах СНГ - от Белоруссии до Казахстана) к власти уже в следующем очередном или внеочередном избирательном цикле. Ценой же сохранения у власти нынешних политических режимов может стать не только демонстрация лояльности американским интересам, но и прямое включение во власть американских ставленников. То есть под давлением будут получено согласие действующих правительств на появление в их рядах кадров, открыто контролируемых Вашингтоном. А, следовательно, на формирование проамериканского сегмента во внутренней и внешней политики.
Азербайджану американское правительство жестко диктует стандарты демократии, ставя признание результатов выборов в прямую зависимость от "опросов на выходе". "Если между официальными результатами парламентских выборов и "exit poll" будет разница в 2%, то США признает результаты выборов". Такое беспрецедентное заявление сделал находящийся с визитом в Азербайджане помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниель Фрид".
Что означает эта фраза? Прежде всего то, что Вашингтон готов заранее продиктовать контрольные цифры результатов голосования, а не просто декларативную необходимость демократических реформ. Ведь социологические "опросы на выходе" будут контролироваться американскими "неправительственными организациями". А эти "социологи в штатском", в свою очередь, неподконтрольны никому, кроме Большого Заказчика, и могут объявить "единственно верными" любые результаты выборов.
Манипулируя данными "exit poll", можно при благоприятной ситуации либо объявить незаконной победу на выборах действующего лидера, либо, что более вероятно, вывести на второе место "единого демократического кандидата". Например, по информации ряда казахских источников, позиции Туякбая в Казахстане недостаточно сильны и он может занять на выборах не второе, а третье место. Использование "рамки" "exit poll" по азербайджанскому варианту позволит поставить Туякбая или иного симпатичного Вашингтону человека на нужное и перспективное место.
Отметим также, что заявление Фрида означает дальнейшее ужесточение американской позиции по сравнению с визитом Райс. В ходе визита "Черной Дамы" речь шла всего лишь о "свободных и честных выборах". Теперь же американцы, верные "стратегии салями" (то есть тактике постепенного выбивания уступок из оппонента), требуют соответствия результатов выборов результатам "exit poll". Вероятно, казахстанским властям уже сейчас следует озаботиться, чтобы "опросы на выходе" контролировались не только одними западными организациями.
Малоприятное давление со стороны могущественных США вынуждает власти Казахстана маневрировать. Стабильность, как утверждает "The Washington Post", чрезвычайно важна для интересов США в регионе. В ходе встречи с послами иностранных государств, приуроченной к 15-ти летию подписания Декларации о государственном суверенитете Казахстана, Нурсултан Назарбаев позиционировал себя в качестве единственного гаранта стабильности в казахском обществе.
Президент РК отметил, что "последовательная реализация программы развития топливно-энергетического комплекса Казахстана, как мы рассчитываем, должна позволить нам к 2015 году достичь уровня добычи нефти в объеме до 150 миллионов тонн в год и войти в десятку крупнейших производителей нефти. Казахстан будет твердо придерживаться принятых на себя обязательств и в одностороннем порядке не пойдет на пересмотр ранее подписанных с иностранными нефтяными компаниями контрактов".
Стабильное экономическое развитие подразумевает также и стабильное движение к демократии. Под руководством нынешнего президента, разумеется. На встрече с послами иностранных государств президент Назарбаев сделал программное заявление на этот счет. В частности, он сказал: "Предусматривается проведение политической реформы в два этапа с 2006 по 2011 годы. Она включает такие актуальные меры, как развитие местного самоуправления, расширение функций представительных органов, введение выборности местной исполнительной власти, укрепление независимой судебной системы, укрепление институтов гражданского общества, противодействие коррупции и многие другие меры: Демократия всегда была и остается стратегическим вектором нашего развития".
Одновременно власти предостерегают иностранные организации от прямого вмешательства в процесс выборов. Ибо, как показала практика, дружба с американской администрацией еще не гарантирует от вмешательства "неправительственных организаций", действующих по своим правилам и подчиняющихся не только официальному Вашингтону.
Президент Назарбаев заявил, что в целях проведения свободных и конкурентных выборов им был подписан специальный Указ "О мерах по реализации избирательных прав граждан Республики Казахстан". "В соответствии с ним, - сказал лидер Казахстана, - мы хотим провести честные, открытые, прозрачные выборы: Мне приходилось говорить, хочу еще раз сказать о недопустимости вмешательства любых иностранных организаций и сотрудников посольств во внутренние дела страны путем консультаций, финансирования политических партий и лоббирования их интересов. Это будет противоречить нашим законам. Любые действия участников избирательного процесса, нарушающих закон, будут строго пресекаться. И здесь прикрыться демократической риторикой не удастся".
Как видим, казахстанские власти демонстрируют свою готовность идти на демократические перемены, но только при непременном условии, что демократизация Казахстана будет проводиться нынешним руководством при сохранении стабильности страны. Соединенные Штаты, в свою очередь, склоняются к мягкой поддержке действующего режима при условии его демократизации. Проблема только в том, что демократизация усиливает оппозицию и увеличивает шансы на революцию. Таким образом, Казахстан (как и Азербайджан) попадает в ситуацию, когда он вынужден "демократизироваться" без каких-либо гарантий со стороны США, которые готовы "взять свое" как в случае победы нынешних лидеров, так и их противников.