CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Кто лидирует в гонке за газ в центральной Азии?

26 мая 2007

Кто лидирует в гонке за газ в центральной Азии?

26 Мая 2007, Echo

Александр КАРАВАЕВ, Центр изучения стран СНГ при МГУ

РИА "Новости", специально для "Эхо"

Россия возвращается в Центральную Азию с новым и актуальным предложением. Речь идет о планах строительства Прикаспийского газопровода, по которому туркменский газ, пройдя по территории Казахстана, поступит в российскую газотранспортную систему. Посвященную этому проекту декларацию главы трех государств - России, Казахстана и Туркмении - подписали 12 мая. Но до лидирующих позиций в этом регионе России пока далеко: на пятки наступает Китай.

Главным достижением трехсторонней встречи в Азии можно считать принципиальное согласие России делиться с казахстанскими и туркменскими компаниями прибылями от европейского экспорта. Цена продажи газа европейским потребителям, по некоторым оценкам, составит $140-145 за 1 тыс. куб. м. Туркмения уже получила от России сравнительно неплохую стоимость для своего газа -- $100 за 1 тыс. куб. м на период до 2009 года. Кроме того, участвуя в будущем консорциуме строителей прикаспийской трубы, Ашгабат сможет перепродавать часть своего газа на более выгодных условиях в Европу. Если даже параллельно начнется строительство транскаспийского газопровода, чего добиваются США и Западная Европа, Туркмения вряд ли сможет получить от западных партнеров более выгодные условия отпускной цены на газ на своей границе.

С определенной натяжкой можно сказать, что туркменский саммит наметил контуры будущего объединения производителей и продавцов центрально- азиатского газа. Реальное же объединение может произойти не ранее 2009-2010 годов, когда закончится реконструкция старой сети трубопроводов Средняя Азия - Центр и Бухара-Урал, которые сейчас обеспечивают продажу порядка 60 млрд. куб. туркменского, казахстанского и узбекского газа в Россию. Первая очередь нового Прикаспийского трубопровода добавит к этому объему 10 млрд. кубометров в год. На второй фазе реализации проекта, которая может занять 5-7 лет, мощность этой системы может быть доведена до 30 млрд. куб. газа. В итоге Россия сможет приобретать до 90 млрд. куб газа в год.

Означает ли подписанная декларация "закрытие" других направлений транспортировки для центральноазиатского газа? Вовсе нет. И казахстанский президент Нурсултан Назарбаев и туркменский Курбанкули Бердымухаммедов указали, что будут рассматривать и другие маршруты, просто российский - первый среди прочих. Ситуация на этом рынке ведет к тому, что рано или поздно из региона потянутся маршруты на все стороны света. У прикаспийских стран появится больше возможностей для торговли, извлечения прибыли и получения политических дивидендов. Поэтому интересы России и остальных участников туркменской Декларации, скажем так, совпадают не на все сто процентов. США и ЕС уже почти как десять лет ищут возможности для собственных магистралей в этом регионе. Идет активная пропагандистская накачка нефтяных компаний, экспертов и общественности в пользу интенсификации строительства транскаспийского газопровода (ТКГ). В первоначальном проекте ТКГ рассчитывали соединить с уже построенным газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум мощностью 20 млрд. куб. м газа в год. Затем возникли другие варианты. Например, прокладки газовой линии от перспективного казахстанского месторождения Тенгиз и далее по маршруту Туркменбаши-Баку. Для этого придется прокладывать новую транскавказскую газовую линию, так как мощности газопровода Баку-Эрзурум может не хватить.

Транскаспийский маршрут в одной из конфигураций рано или поздно буден осуществлен. Для его реализации нет необходимости окончательно согласовывать правовой статус Каспия, достаточно двусторонних соглашений, как в Черном море с "Голубым Потоком". Существует и техническая возможность компенсировать высокие сейсмические нагрузки на трубу. Однако, учитывая тот факт, что проект ТКГ стал одним из элементов новой "холодной войны" с Россией, очевидно, что и Россия будет проводить активную дипломатическую и общественно-экологическую оборону против этого проекта.

Между тем Китай без особого шума внедряется в регион. Там уже построен первый не направленный в Россию нефтепровод Атасу-Алашанькоу первоначальной мощностью 10-15 млн. тонн. КНР также не остается в стороне от каспийского газа, равно как и Астана не собирается отказываться от китайского направления. Сроки строительства казахстано-китайского трубопровода и объемы поставок газа стороны согласовали еще в первой половине 2006 года. Труба начнет строиться параллельно с российской в 2008 году, причем ее характеристики практически идентичны российской: на первом этапе 10 млрд. куб. м. в год, затем планируется увеличение до 30 млрд. куб. м. Китай ведет активные переговоры относительно возможности участия узбекского газа в этой трубе. Международный консорциум "Арал" (Малайзия, Южная Корея, Китай) ждет подтверждения наличия 1 трлн. куб. м запасов газа в узбекской части Аральского моря.

В целом вокруг договоренностей каспийских партнеров с Китаем закручивается интересная интрига. Позиция Кремля на сегодняшний день - не рассматривать китайские компании в качестве противника, а как нового игрока, вышибающего сырьевую базу из западных проектов в Центральной Азии. Но в любом случае, китайские инвестиции в регион уже многократно превосходят российские. На последнем заседании туркменского правительства в апреле Бердымухаммедов назвал реализацию проекта по строительству газопровода в Китай в числе первоочередных государственных задач. Поэтому КНР очень скоро может превратиться для России из незаметного в весьма неудобного конкурента в Центральной Азии.

echo-az.com

Предыдущая статьяКто - в вузы, кто - в дворники (Узбекистан)
Следующая статьяИранский выбор для России