Каспий будет впадать в Черное море
02.07.2007, politica.kz
Две недели назад с инициативой о строительстве канала, который даст новый выход из Каспия к мировым рынкам, выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Московский корреспондент Times Тони Халпин считает, что проект канала, который свяжет Каспийское и Черное моря, "может затмить даже водные магистрали Панамы и Суэца".
Предполагается, что евразийский канал протянется на 650 километров по предгорьям Северного Кавказа. "Назарбаев призвал Москву поддержать план и предложил иностранным компаниям оказать помощь в осуществлении проекта, который, по его оценкам, может быть осуществлен в течение пяти лет, а его завершение обойдется в 6 миллиардов долларов США (3 миллиарда фунтов стерлингов), - конкретизирует автор публикации. - В случае успеха в привлечении инвесторов, протяженность будущего канала в четыре раза превзойдет Суэц, связывающий Средиземное и Красное моря, и в восемь раз - длину Панамской водной магистрали, соединяющей Тихий и Атлантический океаны".
Президент убежден в том, что канал может превратить Казахстан в морскую державу и принести выгоды другим странам Центральной Азии, которые богаты нефтью, газом и минеральными ресурсами, но ограничены в транспортных связях с мировыми рынками. На заседании совета иностранных инвесторов в Казахстане Назарбаев заявил, что проект будет экономически конкурентоспособным экспортным маршрутом для товаров из Центральной Азии и Китая, поскольку он на тысячу километров короче существующей системы каналов, связывающей Каспийское и Черное моря через российские реки Волгу и Дон.
Впервые Назарбаев выступил с этой идеей на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Там он назвал канал "мощным коридором, который обеспечит для всей Центральной Азии выход к морю через Россию".
Однако далее речь идет и о том, что в Москве прохладно встретили инициативу президента Казахстана: "Россия выдвинула альтернативный план расширения существующего Волго-Донского маршрута, созданного по приказу Иосифа Сталина трудом заключенных в 1952 году. Сергей Иванов, первый заместитель премьер-министра, призвал иностранных инвесторов и соседние государства присоединиться к схеме усовершенствования, заявив о том, что российское правительство не будет односторонне выделять на строительство сумму порядка 5 миллиардов долларов. "Совместная концессия превратит Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в морские страны", - сказал Иванов...".
Об еще одном масштабном казахстанском проекте на Каспии рассказывает телекомпания CNN. На этот раз речь идет о строительстве нового порта для транспортировки нефти с гигантского месторождения Кашаган в Баку, откуда она пойдет на мировые рынки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Предполагается, что будущая морская гавань будет построена южнее города Актау.
Заместитель министра энергетики и минеральных ресурсов Болат Акчулаков заявил в кулуарах казахстанского инвестиционного форума в Лондоне, что вопрос о строительстве и мощности будущего порта будет решен после завершения переговоров об объеме нефтяных поставок Казахстана по системе БТД. По словам Акчулакова, первоначально с Кашагана планируется экспортировать 20 миллионов тонн сырья в год (около 400 тысяч баррелей в день). Казахстанский чиновник также указал на то, что государство не может зависеть от одного трубопровода: "Диверсификация экспортных маршрутов для нас - это выход на тот случай, если что-то случится с одним трубопроводом, тогда у нас будут альтернативные маршруты транспортировки".
Как известно, начало добычи нефти на Кашагане было отложено до 2010 года по причинам технического и экологического характера, что вызвало разногласия между правительством Казахстана и акционерами международного консорциума во главе с итальянской фирмой Eni SpA.
К трубопроводной теме обращается и корреспондент Financial Times Изабель Горст, материал которой перевёл сайт InoSMI.ru. Автор материала напоминает о том, что не так давно "Назарбаев публично пообещал президенту Путину, что Россия всегда будет основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти".
В то же время Казахстан сохраняет приверженность курсу диверсификации направлений экспорта углеводородного сырья. "Однако Назарбаев прагматик. Добыча нефти и газа в Казахстане в течение следующих нескольких лет существенно увеличится, а России принадлежат все выходящие с территории этой республики крупные трубопроводы".
О необходимости диверсификации трубопроводов заявляют и эксперты. Но пока основные планы связаны именно с Россией. Не так давно, в мае, Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов утвердили планы прокладки нового газопровода из Туркменистана через Казахстан в Россию. Три руководителя также договорились об увеличении мощности действующей магистрали, которая связывает Центральную Азию с Россией. "Подписанные в Туркменбаши соглашения стали поражением для США и Евросоюза, которые призывали Казахстан и Туркменистан построить трубопровод на запад через Каспийское море в направлении Турции, что дало бы Европе возможность получать газ из нероссийских источников".
Но провал идеи транскаспийского трубопровода не означает отказ Казахстана от поиска новых направлений сбыта сырья. К наиболее перспективным потенциальным рынкам можно отнести, в первую очередь, Китай, который "в ближайшей и среднесрочной перспективе: представляет собой более реального претендента на казахстанский газ, нежели Европа". КНР рассчитывает на импорт из Казахстана 20 миллиардов кубометров газа в год, а также готова финансировать строительство газопровода для его транспортировки в восточном направлении.
Руководитель отдела по изучению газовых ресурсов Оксфордского института энергетических исследований профессор Джонатан Стерн отмечает: "Суть трубопроводной игры в Казахстане сводится к тому, кто первым сможет проложить трубу. Китай это может. Если Китай усмотрит стратегическую необходимость в строительстве трубопровода, он его построит, не задумываясь о капитальных затратах, графиках риска и коэффициенте окупаемости капиталовложений".
Казахстан предпринимает и другие шаги по поставкам нефти в обход России. В частности, речь идет о трубопроводе Баку-Тбилиси-Джейхан, поставках нефти из Актау в Иран и других вариантах.