CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Падение Красной мечети

14 июля 2007

Падение Красной мечети

13 июля 2007г., Деловая Неделя,? 27 (755)

Рустам АЛИ

В столице Пакистана Исламабаде завершилось противостояние сил правопорядка страны и студентов-фундаменталистов вокруг известной своим радикализмом Красной мечети (Лаль Масджид). В среду цитадель фундаменталистов пала после кровавого штурма. Накануне президент Пакистана генерал Первез Мушарраф заявил, что время для переговоров прошло. Теперь фундаменталисты, по мнению местных аналитиков, будут готовить ответный удар.

На самом деле противостояние между военными и студентами продолжается уже несколько месяцев. Фундаменталисты требуют введения в Пакистане законов шариата и регулярно похищают тех граждан, включая и иностранцев, чье поведение, по их мнению, не соответствует исламской морали. «Чашу их терпения» переполнили действия полиции, которая в минувший вторник начала устанавливать заграждения вокруг Красной мечети, что и привело к противостоянию со студентами-богословами. Повстанцы забаррикадировались в так называемой Красной мечети, расположенной неподалеку от здания парламента и квартала, где находятся иностранные посольства. Правительство выдвинуло этим студентам ультиматум с требованием немедленно сложить оружие. Фундаменталистам, которые сдадутся властям, пообещали амнистию. По сей день стороны обвиняют друг друга в провокации. Полицейские утверждают, что вынуждены были применить силу после того, как радикалы стали забрасывать их камнями. В ходе продолжавшихся несколько часов столкновений студентов и их сторонников с силами правопорядка погибли 16 человек, восемь из которых были студентами медресе. После того как для разгона толпы полиция применила слезоточивый газ, число пострадавших превысило 150 человек. Силам правопорядка потребовалось несколько часов, чтобы вытеснить повстанцев из центра города, после чего те заперлись в Красной мечети. К зданию тут же была стянута тяжелая техника, в мечети отключили электричество и воду, а в Исламабаде ввели комендантский час. Тем не менее к утру среды, когда срок правительственного ультиматума «разоружиться и сдаться» истек, требования правительства выполнены не были. Несмотря на то, что из мечети вышли около 600 учеников медресе, большинство продолжали оставаться в здании. Вместе с ними, по данным военных, там остались множество заложников.

Штурм

В настоящее время, по словам генерала Вахида Аршада, войска захватили и удерживают около 70% территории комплекса мечети и прилегающего к ней медресе. Пока силам правопорядка удалось в результате штурма захватить нижний этаж постройки, но захватчики забаррикадировались и продолжают удерживать оставшуюся часть здания мечети. По некоторым данным, крыша здания тоже находится под контролем военных, но наиболее ожесточенные бои ведутся в подвале. Точное число заложников не установлено, но местные телеканалы утверждают, что в ходе последнего штурма от боевиков сбежали как минимум 20 детей и подростков. Ранее передавали, что исламисты во главе со своим лидером Абдулом Рашидом Гази удерживают внутри комплекса Лаль Масджид около 150 человек. Также на днях начали высказываться относительно хода осады и результатов перестрелок представители командования пакистанских войск. В частности, генерал Вахид Аршад сообщил, что 24 боевика захвачены в плен, а 40 человек убиты. Все погибшие, по словам генерала, - именно экстремисты, а среди мирного населения жертв нет. В свою очередь, по неподтвержденным сведениям лидеров Красной мечети, число жертв с их стороны насчитывает более трехсот человек. Потери понесли и пакистанские военные.

Покушение на президента и осада мечети

В минувшую субботу президент Пакистана Первез Мушарраф подтвердил готовность штурмовать Красную мечеть в Исламабаде в случае отказа засевших в ней боевиков сложить оружие. Решительное заявление пакистанского лидера прозвучало вскоре после предпринятого исламистами неудачного покушения на его жизнь. «Те, кто находится внутри Лаль Масджид, должны сдаться, в противном случае они будут убиты», - заявил господин Мушарраф журналистам на шестой день противостояния. Последним свидетельством того, что поединок властей с фундаменталистами развивается по принципу «кто кого», стал обстрел президентского самолета в минувшую пятницу на базе пакистанских ВВС Чаклала близ города Равалпинди. Огонь по взлетной полосе был открыт из близлежащего населенного пункта в тот самый момент, когда президентский борт выруливал на полосу. По счастливой случайности никто, включая самого Первеза Мушаррафа, не пострадал. Хотя формальных доказательств связи между осадой Красной мечети и покушением на президента нет, наблюдатели в Исламабаде считают обстрел ответом фундаменталистов на действия властей, взявших цитадель в кольцо. Это уже четвертое покушение на жизнь Первеза Мушаррафа, предпринятое после его решения вступить в 2001 году в глобальную антитеррористическую коалицию во главе с США и начать войну с действующей на территории страны «Аль-Каедой» и местными фундаменталистами. Вместе с тем ранее министр внутренних дел Пакистана Зафар Игбал Варрайч и министр информации страны Мохаммад Али Дуррани утверждают, что штурма здания на ближайшее время не планируется. В прошлом президент страны Первез Мушарраф утверждал, что силы безопасности не могут войти в мечеть из-за угрозы взрывов смертников. Критикам правительства это дало повод говорить о бессилии властей и неспособности навести порядок в столице.

Учитывая, что исход противостояния вокруг Красной мечети может во многом предопределить его будущее, президент Мушарраф хочет выйти из него победителем, причем с минимальными людскими потерями и политическими издержками. Однако сделать это будет весьма непросто. В ночь с субботы на воскресенье элитные силы безопасности Пакистана, по сути, провели генеральную репетицию штурма мечети, взорвав стены цитадели в нескольких местах. Как разъяснили представители сил безопасности, сквозь бреши в стене было решено эвакуировать находящихся на территории мечети несколько сот исламских студентов, оказавшихся в роли заложников в руках вооруженных фундаменталистов. Однако вывести заложников в образовавшиеся в стене проемы не удалось: бойцам элитного спецподразделения «Группа спецслужб», которым во время службы в армии командовал сам Первез Мушарраф, пришлось отступить под шквальным огнем исламистов. В ходе ночной операции погиб один из руководителей спецназа, полковник Тарик Ислам, получивший несколько пулевых ранений и скончавшийся в госпитале. Еще трое спецназовцев были ранены.

Совпадение или реакция?

Еще в среду один из руководителей повстанцев Красной мечети маулана Абдул Каюм заявил, что пакистанские фундаменталисты готовы отомстить за «кровь мучеников» и начать войну против властей с «проамериканским режимом» президента Первеза Мушаррафа с массовым применением террористов-самоубийц. «Террористы-самоубийцы получили указание начать действовать. Они могут нанести свои удары где угодно и когда угодно», - сказал по телефону Каюм. Ранее исламисты заявили, что если власти предпримут попытку атаковать Красную мечеть, то они готовы вывести на улицы Исламабада и других городов «сотни бомбистов-самоубийц». Так дерзкое нападение на пакистанских военных произошло в четверг утром в Северном Вазиристане - наиболее неспокойном приграничном районе Северо-Западной провинции Пакистана, у города Мир-Али. Подъехав к блокпосту, террорист-камикадзе протаранил армейский джип, приведя в действие взрывное устройство. Как сообщили представители местных властей, взрыв был такой силы, что машину со смертником и джип разнесло на куски. В результате теракта пятеро военнослужащих и четверо случайных прохожих погибли на месте, позднее еще один солдат и один местный житель скончались в госпитале. Еще несколько человек получили ранения различной степени тяжести. Пакистанские власти предполагают, что за терактом стоят фундаменталистские группировки из Северного Вазиристана, однако местные журналисты связывают взрыв в Мир-Али с заявлениями радикалов, заблокированных в Красной мечети.

Заложники или террористы?

В понедельник о том, что студенты-фундаменталисты, забаррикадировавшиеся в комплексе Красная мечеть в Исламабаде, держат с собой в качестве заложников женщин и детей, заявил министр по делам религий Пакистана Мухаммад Иджаз уль-Хак. Засевшие в Красной мечети - «отъявленные террористы», сказал министр. Несколькими часами ранее уль-Хак сказал на пресс-конференции, что борьбу против правительственных войск возглавляют в Красной мечети около 250 боевиков, среди которых есть и радикалы-исламисты из-за рубежа. Не менее пяти из них «разыскиваются в связи с громкими делами в Пакистане и за рубежом», - добавил он. Премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз также выразил уверенность, что по крайней мере часть из засевших в комплексе зданий - обученные боевики, а остальные оказались их заложниками. Ему вторит корреспондент BBC Саед Шоаиб Хасан, сообщающий о том, что событиями в комплексе заправляют люди из запрещенной радикальной мусульманской группировки «Джаиш-э-Мохаммад». Члены этой организации были замешаны в нескольких неудавшихся покушениях на жизнь президента Пакистана Первеза Мушаррафа и связаны с «Аль-Каедой». Министр уль-Хак сообщил, что боевик, убитый в первый день осады, опознан как Максуд Ахмед, член «Джаиш-э-Мохаммад», разыскивавшийся в связи с покушением на премьера Шауката Азиза в городе Атток на севере Пакистана в 2004 году. Лидер забаррикадировавшихся Абдул Рашид Гази между тем утверждает, что в Красной мечети находятся исключительно ученики возглавляемой им религиозной школы, находящейся на одной территории с Красной мечетью. А это - в сочетании с отказом правительства пропустить на территорию мечети делегацию видных исламских деятелей - говорит о том, что власти не видят смысла в дальнейших переговорах.

Несмотря на это, лидер исламистов Абдул Рашид Гази сообщил BBC, что в мечети остаются около 1800 студентов. Гази заявляет, что никого не удерживает силой. «Все остаются со мной добровольно», - сказал он. Он также сказал, что 80 студентов были убиты в боях, среди них 30 женщин - их, по его словам, похоронили в братской могиле на территории комплекса. Гази ранее заявлял, что он и его последователи скорее умрут, чем сдадутся. «Мы решили, что станем мучениками, но не сдадимся. Пусть нам отрубят головы, но мы их не склоним», - сказал духовный лидер забаррикадировавшихся богословов. А его сторонник мулла Абдул Каюм заявил, что взрывами, произведенными в ночь на воскресенье, были разрушены несколько помещений в мечети и соседнем медресе. По его словам, взрывами убиты десятки людей. Официальные власти не подтверждают эти данные. Вместе со сторонниками он готов сдаться, если власти гарантируют, что они не будут арестованы. Лидерам Красной мечети грозят серьезные обвинения в терроризме и захвате заложников. Один из них уже находится под следствием. Брат Абдул Рашида Гази - маулана Абдул Азиз был арестован в минувший четверг, когда пытался бежать, переодевшись в паранджу. Как сказал представитель сил безопасности, Азиза опознали в группе одетых в паранджу женщин по необычной внешности: «Остальные девушки выглядели как девушки, а он был выше, и у него был большой живот». На следующий день пойманный духовный лидер, выступая по государственному телевидению Пакистана, призвал своих сторонников сдаться властям или бежать.

В среду рано утром началась операция под названием «Тишина». К середине дня представитель министерства внутренних дел Пакистана Джавед Икбал Чима заявил, что при штурме был убит Абдул Рашид Гази. «Его заметили в подвале, он вышел с четырьмя или пятью боевиками, которые постоянно вели огонь по службам безопасности. Военные ответили, и в перестрелке он был убит», - пояснил представитель МВД Пакистана. При этом Икбал Чима добавил, что Гази использовал женщин и детей в качестве «живого щита», хотя сам лидер студентов-фундаменталистов перед своей смертью отвергал предположения о том, что на территории комплекса есть заложники. До своей гибели лидер забаррикадировавшихся обвинил власти в «неприкрытой агрессии». «Теперь я точно стану мучеником», - сказал он пакистанскому телеканалу Geo. По данным военных, помимо убитых около 70 боевиков были схвачены или сдались сами. При этом военные говорят, что в ходе боев убиты до 50 боевиков и восемь солдат и что из Красной мечети вызволены около 30 женщин и 20 детей.

По мнению аналитиков, штурм Красной мечети негативно скажется на популярности президента, так как у студентов-фундаменталистов много сторонников в пакистанском обществе. Эту точку зрения подтвердил директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов. «Данное восстание в центре столицы продемонстрировало прочность политических позиций религиозных радикалов, которые имеют покровителей среди высшего военного командования и спецслужб Пакистана», - считает эксперт. В этом году Пакистан уже пережил череду политических кризисов, самый серьезный из которых был спровоцирован мартовской отставкой верховного судьи Ифтихара Чаудхри. По мнению представителей оппозиции, отставка обвиненного в должностных нарушениях Чаудхри была чисто политическим делом. Оппозиция даже оказалась перед первой за многие годы реальной возможностью объединиться. Получилось, что в защиту судьи был создан Альянс за восстановление демократии, к которому присоединился даже союз пяти крупнейших исламских партий «Муттахида маджлис-е-амаль».

На этом фоне фундаменталисты, возможно, также решили не упускать свой шанс. Поэтому вполне оправданно ожидать новую волну террора в Исламабаде. Известный пакистанский политолог Мохаммед Хан заявил: «Я не исключаю возможных террористических атак среди исламистов в Исламабаде после событий в Красной мечети, ведь в Исламабаде есть немало медресе, например, такое радикальное, как Джамия Фаридия, студенты которого принимали участие в этих событиях. Можно ждать жесткой реакции радикалов и в таких регионах, как Северо-Западная пограничная провинция. Но вряд ли можно ожидать какой-то исламской революции. Не забывайте, что многие известные исламские религиозные деятели, лидеры религиозных партий не поддержали братьев Гази и даже осудили их, сочтя действия лидеров Красной мечети авантюрными».

dn.kz

Предыдущая статьяКрутится, вертится газ голубой
Следующая статьяВ Ираке боевики убили восемь человек