CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ТУРЦИЯ: ЛИДЕР КУРДСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ ЗАНИМАЕТ ЖЕСТКУЮ ПОЗИЦИЮ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ТУРЦИИ

14 июля 2007

ТУРЦИЯ: ЛИДЕР КУРДСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ ЗАНИМАЕТ ЖЕСТКУЮ ПОЗИЦИЮ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ТУРЦИИ

14.VII.2007, EurasiaNet.org

Если закрыть глаза, то Кемиля Байика вполне можно принять за какого-нибудь политолога либерального толка.

22 июля в Турции должны пройти выборы, на которых стране предстоит сделать выбор между демократией и авторитаризмом, говорит он. "Все эти дебаты о светской модели и курдах являются политическим маневрированием, просто способом для политических сил сохранить свое влияние".

Байик не журналист-обозреватель и не ученый. Он является одним из двух самых влиятельных фигур в Курдской рабочей партии (КРП), направляя ее деятельность с базы, расположенной в горах у ирано-иракской границы. В течение 25 лет эта партия ведет войну с турецким государством, которая унесла уже 40 тысяч жизней.

В этом году в боях с КРП уже погибло 67 турецких солдат. Борьба достигла такого накала, что в один момент показалось, что она даже может сорвать проведение назначенных на 22 июля выборов. Сегодня разговоров об отсрочке выборов уже не ведется. Тем не менее, в ходе предвыборной кампании кандидаты склонны больше разговаривать о своей позиции в отношении терроризма, чем обсуждать экономические проблемы или вопрос о вхождении Турции в ЕС. С конца апреля на границе с Ираком стоят 140 тыс. солдат, а в Анкаре не утихают слухи о том, что правительство может санкционировать проведение военной операции на территории Ирака с целью нейтрализовать деятельность КРП.

На вопрос, тревожит ли его такая перспектива, Байик неоднократно отвечал, что нет. В ноябре 2006 года КРП объявила о прекращении огня, заметил он, и его бойцы лишь пользуются своим "правом на самооборону".

Это довольно странная характеристика для конфликта, разворачивающегося на юго-востоке Турции, где проживает преимущественно курдское население. Половина солдат, погибших в этом году, подорвались на минах, похожих на те, какие закладывают иракские мятежники. 4 июня погибли еще семь солдат от взрыва гранат, брошенных двумя членами КРП, проникшими на военную базу в хлебном фургоне.

Но самое странное в присутствии около двух тысяч боевиков КРП в Турции состоит в том, что они уже даже не борются за суверенное курдское государство. С 1995 года они сражаются за расширение гражданских прав.

Но, по общему признанию, до этого в юго-восточной Турции еще далеко. В апреле этого года суд вынес решение, что четверо полицейских, выпустивших девять пуль в упор в спину двенадцатилетнему мальчику, действовали в целях самообороны, и оправдал их. В мае в одном городе, большинство населения которого составляют курды, мэр и сотрудники его аппарата были уволены за то, что вели работу с населением и документооборот на двух языках.

И все же ситуация заметно изменилась к лучшему по сравнению с тем, что было прежде. До 1991 года говорить на курдском языке в общественных местах являлось уголовным преступлением, наказуемым лишением свободы. Теперь же "никто не оспаривает наше право на политическое представительство", говорит Орхан Мироглу - высокопоставленный член курдской партии, которую многие турки считают прикрытием для КРП.

Байик тоже признает, что имеются изменения к лучшему. Но он все же утверждает, что турецкие военные и гражданские лидеры не принимают всерьез прекращение огня Курдской рабочей партией, и что на самом деле Анкара не заинтересована в осуществлении демократизационных мер, предпринимаемых Турцией в рамках процесса вхождения в ЕС.

"Мы воюем не потому, что обожаем войну. Мы сражаемся, потому что нам не оставили другого выбора, - утверждает Байик. - Войну подпитывает турецкая армия, потому что она знает, что если лишить курдскую проблему военной составляющей, то армия утратит свою привилегированную экономическую и политическую позицию".

Седат Лачинер, директор расположенного в Анкаре Центра международных стратегических исследований и автор книги о КРП, утверждает, что то же самое вполне можно сказать и о КРП. "Это организация, выросшая из военного переворота, и ничто не принесет ей большего счастья, чем еще один переворот, - отмечает он. - Чем больше курды получат прав, тем сильнее пошатнется позиция КРП".

Между тем эксперт по терроризму из Анкары Нихат Али Озкан полагает, что эта организация очень обеспокоена возможностью утраты своих позиций именно сейчас, когда в стране приближаются выборы и турецкие курды разделились: одни готовы отдать свои голоса за националистов, а другие - за религиозно настроенное правительство, которое укрепляет свои позиции на юго-востоке страны. С 1995 года, когда КРП осознала, что не может одержать победы над турецкой армией в лобовой атаке, она избрала силу в качестве своей политической тактики, говорит Озкан. "В этот раз цель состоит в укреплении связей со своими сторонниками из числа гражданских лиц".

Но есть еще и другой, более прагматичный способ извлечения выгоды из конфликта для КРП: война хорошо отражается на дисциплине. "Когда вы воюете, единственной мыслью является - как выжить, - говорит Зухал Серхат, вступившая в КРП в 1995 году в возрасте 15 лет, движимая частично патриотизмом, а частично - желанием избежать тяжелой участи, уготованной женщинам в курдских поселениях. - Когда мы остановились, мы начали задавать вопросы".

Она имеет в виду прекращение огня, объявленное пять лет назад после захвата лидера КРП Абдуллы Оджалана в 1999 году. Его заключение внесло раскол в организацию. По информации курдских разведывательных источников в Ираке, между 2004 и 2005 годами организацию покинуло полторы тысячи боевиков. Многие из них ушли беспрепятственно. Серхат скрылась ночью, перейдя через минные поля, заложенные при Саддаме. Местные пастухи препроводили ее в безопасное место.

Турецкая армия расквартирована всего в 100 километрах от горной базы КРП, и меры безопасности, предпринимаемые КРП, ужесточились по сравнению с прошлыми годами. Раньше сюда могли прийти посетители. Теперь сумки и одежду тщательно досматривают. Но несмотря ни на что, настроение здесь царит расслабленное. Внешне руководители КРП демонстрируют отсутствие беспокойства по поводу атаки турецких военных. "Турецкое вторжение в Ирак приведет к разделу Турции", - утверждает Байик.

Email this article

12.VII.2007 © Eurasianet

eurasianet.org

Предыдущая статьяПОЧЕМ МАНДАТ?
Следующая статьяУРУМЧИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЗЕЛ КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ