Б.Баетов: "Шанс Киргизии - не золото, а алюминий" (интервью)
11:20 27.07.2007, ЦентрАзия
Батыркул БАЕТОВ:
Наш шанс - не золото, а алюминий
К реализации еще одного проекта приступает Кыргызстан. В случае удачного его воплощения наша республика имеет шанс войти в число промышленно развитых государств, решить многие насущные экономические и социальные проблемы. Как отметил премьер-министр Алмазбек Атамбаев на состоявшейся на днях в Бишкеке встрече делегации группы компаний "Ринко" (Россия), речь идет о наиболее крупном и эффективном инвестиционном проекте в нашей стране. - Создание алюминиевой промышленности Кыргызстана в увязке с развитием тепловой энергетики и гидроэнергетики, а также вовлечение в промышленный оборот ранее не разрабатываемых минерально-сырьевых ресурсов помогут радикальному улучшению инвестиционного климата и оздоровлению экономики республики, - заявил глава нашего правительства. - Мы приветствуем инвесторов, готовых развивать экономику Кыргызстана и не требующих для себя каких-то льгот в законодательстве. О перспективах образования у нас алюминиево-энергетического комплекса - сегодняшняя беседа корреспондента "ВБ" с исполняющим обязанности статс-секретаря Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов Батыркулом Баетовым, который одновременно возглавляет кыргызскую часть рабочей группы по созданию этого комплекса.
- Батыркул Исаевич, какова история алюминиево-энергетического вопроса?
- История очень короткая, исчисляется всего несколькими месяцами. Первые встречи с представителями руководства российской "Управляющей компании "Ринко-холдинг" организовали в марте. Уже в апреле данной компанией, нашими Минпромэнерго, АО "Электрические станции" и "Национальная электросеть" подписан протокол о намерениях, на основании его создана рабочая группа.
Наши потенциальные партнеры начали с того, что изучили соответствующее законодательство Кыргызстана и материал по интересующему их вопросу, накопленный со времен Советского Союза, с выездом в места предполагаемых строек. В мае состоялись наше совместное посещение Китая, предприятий, уже построенных здесь "Ринко-холдингом", и повторный облет на вертолете выбранных в Кыргызстане мест для сооружения будущих объектов алюминиево-энергетического комплекса.
А уже в июне прошла встреча всех заинтересованных сторон с президентом Курманбеком Бакиевым, от которого было получено добро. В подписанном тогда же протоколе глава государства назначил ответственным за проект премьер-министра. А правительство в свою очередь поручило нашей рабочей группе ускорить проработку всех необходимых вопросов для перехода от слов к делу.
- Что вы скажете о результатах состоявшегося на днях еще одного визита к нам делегации группы компаний "Ринко", в состав которой вошли первый вице-президент Валерий Краснов и вице-президент Вячеслав Агапкин?
- Он открывает уже как бы четвертую фазу сотрудничества. Создается еще одна межведомственная группа, которая займется подготовкой подписания инвестиционного соглашения - главного документа, открывающего дорогу к непосредственной реализации проекта.
Соглашение также определит ответственность и обязательства сторон, сроки выполнения запланированных работ и так далее.
- К нам у россиян одна просьба: чтобы мы, не затягивая, согласовывали и решали все возникающие вопросы технического характера. Ведь партнеры намерены действовать в очень динамичном темпе, проектирование совмещать со строительством.
- Что же будет представлять из себя этот алюминиево-энергетический комплекс?
- Основу его составят три больших объекта: алюминиевый завод в Панфиловском районе Чуйской области, Айдаркенский комплекс по переработке нефелинового концентрата и Зардалинский горный комбинат по добыче нефелиновых сиенитов, бокситов, известняка и производству нефелинового концентрата в Баткенской области; ГРЭС на базе угольных месторождений Кара-Кече и Мин-Куш Нарынской области.
- На их роли остановимся чуть позже, а пока поясните, почему такой большой территориальный разброс этих производств? Ведь их же надо еще транспортными и иными коммуникациями связать между собой...
- Выбор производится самым тщательным образом, с учетом того, что имеем в распоряжении. Например, в Таш-Кумыре так и не удалось найти площадь под заводской цех, который должен протянуться на один километр и сто метров, располагаться на относительно ровной поверхности, без перекосов.
В Айдаркене, правда, подобрали отвечающую требуемым параметрам территорию, но там разместится вторая очередь завода. А первую решено возвести все же в Панфиловском районе. И с электрообеспечением проблем не возникнет, и железная дорога неподалеку. Ведь по ней в больших количествах будет поставляться глинозем и другое сырье, необходимое для изготовления алюминия.
Стоимость данного предприятия - один миллиард долларов! Но он будет иметь, так сказать, и технологическую ценность. Во всем мире алюминий делают из бокситов, а наши руды очень бедны его содержанием. И только "Ринко-холдинг" обладает технологией, которая позволяет успешно использовать и такое вот исходное сырье. То есть те самые нефелиновые сиениты, разведанные запасы которых в Зардалы превышают 150 миллионов тонн!
- Какова планируемая мощность завода?
- 250 тысяч тонн алюминия в год. И еще столько же станет давать его вторая очередь. Первоначально придется поставлять для выпуска алюминия до одного миллиона тонн глинозема в год. Однако попутно можно будет производить еще миллион тонн различных побочных продуктов - соду, мыломоющие средства, удобрения, стекло. И - 4 миллиона тонн цемента.
- А для чего понадобится ГРЭС в Кара-Кече?
- Разворачиваемое производство - очень энергоемкое на всех стадиях. На первых порах предусматривается частично использовать казахский глинозем и узбекский газ, однако затем потребуется полный переход на собственные ресурсы и энергообеспечение.
- Уже известны ориентировочные размеры намечаемых инвестиций в этот проект?
- Да, около 5 миллиардов долларов. Это очень крупная, и не только для Кыргызстана, сумма. Причем "Ринко" хочет также войти в долю при строительстве Камбар- Атинских ГЭС.
Еще один важный нюанс. Для того чтобы в дальнейшем привлекать другие инвестиции, средства международных банков, "Ринко" должна уже на начальной стадии самостоятельно вложить 15 процентов от общей суммы. И в этой группе компаний заявляют, что располагают такими средствами.
- Расскажите поподробнее о нашем партнере.
- Инвестором будущего алюминиево-энергетического комплекса выступает международный консорциум, сформированный "Ринко-холдинг" с участием подконтрольных ему компаний "Виметко" (Нидерланды) и "Юлиан" (КНР). "Виметко" принадлежит крупнейший в Центральной и Восточной Европе глиноземно-алюминиевый комплекс мощностью 240 тысяч тонн, построенный в Румынии, "Юлиан" владеет алюминиевой компанией и генерирующими мощностями в Китае.
"Ринко" сейчас собирается строить такие объекты в Индии, в некоторых других странах. Кстати, у нас предусматривается возвести, применяя типовые проекты, точный аналог предприятия, действующего в китайской провинции Хэнань. Там оно было сооружено за полтора года и работает безотказно.
- Какие выгоды сулит Кыргызстану реализация этого проекта?
- Общая численность работников, занятых в алюминиево-энергетическом комплексе при полном его развитии, составит около 20 тысяч человек. Если учесть, что каждый из них сможет прокормить семью в среднем из пяти человек, то определенным уровнем достатка будут обеспечены почти 100 тысяч кыргызстанцев. Не менее весома и экономическая составляющая. Налаживание такого производства, как подсчитано, удвоит ВВП, на треть увеличит доходную часть бюджета, почти втрое увеличит экспорт. Выпуск алюминия в объеме 500 тысяч тонн в год (с учетом первой и второй очередей) способен вывести Кыргызстан в число мировых лидеров по производству этой остро востребованной во всем мире продукции. К слову, даже такое гигантское государство, как Россия, не смогло с момента развала СССР построить на своей территории новое алюминиевое производство. Это очень трудоемкий и капиталоемкий процесс. Только вот Казахстан из всех республик СНГ сейчас готовится к вводу в эксплуатацию подобного объекта. Так что Кыргызстан может оказаться здесь в числе пионеров.
- На какой период рассчитано осуществление проекта?
- В рамках первой фазы протяженностью в три года намечается ввод мощностей по изготовлению 250 тысяч тонн первичного алюминия, 500 тысяч тонн глинозема и по выработке 500 МВт энергии. Около пяти лет потребует строительство Айдаркенского глиноземного комплекса. В рамках второй фазы намечается удвоение мощностей в увязке с использованием энергетического потенциала будущих Камбар-Атинских ГЭС. В общей сложности - восемь лет. Это совсем небольшой срок для столь масштабного проекта.
- Исходя из чего определяются такие сроки?
- Наши партнеры, судя по всему, привыкли ценить время и обладают хорошим опытом, чтобы видеть перспективу. Кстати, не только опытом, но и возможностями.
- И все же - насколько надежны нынешние партнеры? Я задаю этот вопрос исключительно потому, что за годы независимости Кыргызстан имел дело со многими зарубежными фирмами и компаниями. Попадались среди них и такие, кто, декларируя заботу о благе Кыргызстана, на деле поступал совсем иным образом...
- Я думаю, что о "Ринко" убедительно свидетельствует ее международный авторитет, те проекты, которые эта группа компаний уже осуществила и которые не только приносят прибыль ей, но и способствуют экономическому росту конкретных стран.
Представленные в руководстве "Ринко" люди - и известные бизнесмены, и крупные ученые, такие, как, например, вице-президент Вячеслав Агапкин - доктор технических наук, академик РАЕН.
Подчеркну, что наши партнеры отнюдь не выдвигают каких-то предварительных условий, не требуют правительственных гарантий. И весьма реалистично оценивают возможности Кыргызстана, обладающего действительно немалым, но в значительной степени еще не разработанным сырьевым и гидроэнергетическим потенциалом. Тем не менее с нами хотят сотрудничать, вкладывать в это свои, а не наши капиталы. К примеру, все облеты китайской и нашей территорий осуществлялись на деньги и с помощью технических средств "Ринко".
Так что уж если вести речь о надежности, то, скорее всего, в том ключе, насколько отвечает ее требованиям наша сторона. И насколько мы способны действовать оперативно, грамотно, ответственно, адекватно предлагаемому нам стилю партнерства.
- Помимо чисто технической, есть и кадровая проблема.
- Для подготовки квалифицированных работников будет разработана специальная программа обучения и стажировок наших кадров на алюминиевых, глиноземных заводах и электростанциях инвестора.
- А что вы скажете в отношении экологии?
- Никакого ущерба окружающей среде не предвидится. Побывав на заводе в Хэнани, мы убедились, насколько там высока и технологически обеспечена культура производства. Все процессы осуществляются в закрытых, изолированных, соответствующим образом связанных друг с другом емкостях. Очищенность отходов производства составляет 99,98 процента.
К нашему удивлению, выяснилось, что на этом предприятии вообще нет складских помещений. Продукция в виде крупных алюминиевых брусков, сходящих с конвейера, тут же, что называется, влет раскупается, расчеты за нее из-за очень высокого мирового спроса загодя осуществляются покупателями. Мы же хотим вообще обеспечить выпуск разных видов готовой продукции, ориентированной на конкретных потребителей. К примеру, на Каиндинский электрокабельный завод. Все это намного выгоднее, чем реализовывать и экспортировать простые алюминиевые чушки.
- Итак, процесс, похоже, набирает силу. Какие действия будут предприняты уже в ближайшее время?
- В течение месяца хотим подготовить и презентовать в правительстве специальный доклад по всему комплексу. Черновой вариант этого документа уже существует, сейчас активно дорабатываем его. Следующим этапом станет, как я уже говорил, подписание инвестиционного соглашения. И - за работу!
Вы знаете, многие вопросы удается решать быстро, оперативно, в хорошем темпе. Этому способствует прежде всего деловой, серьезный настрой партнеров. Весьма кстати пришлось и объединение под эгидой нашего министерства двух ключевых для республики сфер - промышленной и энергетической.
В общем, как мне кажется, Кыргызстану предоставляется еще один уникальный шанс. И мы не имеем права не воспользоваться им.
информация к размышлению
Как сообщает газета "КоммерсантЪ", глава "Ринко-холдинга", "Виметко" и "Юлиан" Виталий Машицкий в конце 1990-х годов был участником крупных сделок в российском нефтегазовом комплексе. Заработанные средства предприниматель в дальнейшем вложил в производство алюминия, в чем весьма преуспел.
Проект, аналогичный тому, о котором идет речь, планировала реализовать в Кыргызстане известная компания "Русал", интересовалась им и американская Alcoa. Но предложение "Ринко" показалось властям КР более привлекательным. Возможно, еще и из-за того, что эта группа компаний планирует выпускать алюминий не из импортных бокситов, а из местного сырья - нефелиновых руд, залежи которых весьма значительны в Кыргызстане.
Эксперты отмечают: для выведения проекта на прибыльность его участникам потребуется построить ряд побочных производств, что также выгодно для Кыргызстана. Из общей стоимости проекта почти в 5 миллиардов долларов 3,2 миллиарда планируется израсходовать на строительство глиноземного и алюминиевого комплексов, электростанции для их энергообеспечения. Остальное пойдет на нужды инфраструктуры и "сопряженных отраслей".
Евгений ДЕНИСЕНКО
27.07.2007
Источник - Вечерний Бишкек
Постоянный адрес статьи -