Иран продолжит "ядерную гонку"
4 Сентября 2007, Echo
Махмуд Ахмадинеджад обещает продолжить обогащение урана и говорит о 3000 центрифугах
НУРАНИ
"Запад подумал, что Иран сдастся после всего одной резолюции, но мы сделали новый шаг на пути к атомному прогрессу. У нас более 3000 центрифуг для обогащения урана, и каждую неделю мы запускаем новые", - это заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в течение всего дня 3 сентября цитировали большинство мировых СМИ. Как отмечают, в частности, аналитики ВВС, установка 3000 центрифуг была одной из ключевых среднесрочных целей иранской ядерной программы, и Тегеран надеялся достичь этого показателя еще в марте. Теперь же представители ООН находятся в полной растерянности. По мнению экспертов, если заявление Ахмадинеджада подтвердится, это достижение Ирана станет "точкой невозвращения" для промышленной ядерной программы страны.
Понятно и другое. Как напоминает та же ВВС, всего несколько дней назад Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) подтвердило, что Иран согласился прояснить детали своей ядерной программы до ноября этого года. МАГАТЭ назвало согласие Ирана ответить на вопросы международного сообщества "значительным шагом вперед", хоть и вынуждено было признать, что Иран не прекратил обогащение урана, хотя темпы работ сократились. Уже тогда ряд западных дипломатов подвергли план Агентства критике и обвинили Иран в попытке оттянуть введение новых санкций, продолжая при этом наращивать свой ядерный потенциал. Словом, "ястребы" выступали за усиление давления на Иран, "голуби" призывали не сорвать ни в коем случае едва наметившийся диалог, но теперь заявление Ахмадинеджада оставляет, увы, слишком мало пространства для сомнений. Плюс ко всему оно прозвучало практически сразу же после того, как глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед аль Барадей сообщил о замедлении темпов обогащения урана в Иране и сокращении числа центрифуг приблизительно до 2000. К тому же, указывают СМИ, Ахмадинеджад рассчитывает запустить еще 54 000 центрифуг на заводе Natanz. Если ему это удастся, то количества полученного обогащенного урана будет достаточно для изготовления десятка ядерных боезарядов в год. Но даже если число центрифуг ограничится 3000, это позволит Ирану создать ядерное оружие. Более того, нынешнее заявление Махмуда Ахамадинеджада - это, увы, слишком серьезное доказательство, что, даже договорившись с Ираном, МАГАТЭ повлиять на темпы осуществления его ядерной программы не в состоянии.
Так или иначе, на этом фоне вряд ли стоит удивляться, что в США продолжают обсуждать возможность военного решения иранской проблемы. Так, по мнению Алексиса Дебата, главного специалиста по вопросам терроризма и национальной безопасности Центра имени Никсона, чье мнение излагает британская газета The Sunday Times, США намерены нанести мощные удары по Ирану, в течение трех дней поразив около 1200 военных объектов Исламской Республики и тем самым полностью уничтожив военный потенциал страны. На конференции, организованной консервативным журналом National Interest, Дебат заявил: "Что наносить "булавочные уколы", что проводить полномасштабную военную кампанию - реакция иранцев будет одной и той же". Поэтому вариант, предусматривающий нанесение мощных военных ударов по всей военной инфраструктуре Ирана, считает Дебат, является "очень разумным стратегическим расчетом".
Общий накал ситуации тоже не ускользнул от внимания газеты. Как напоминает The Sunday Times, недавно президент США Джордж Буш сделал ряд резких заявлений, в которых объявил, что Иран поставил Ближний Восток под угрозу "ядерного Холокоста". Он также предупредил, что США и союзники готовы пойти на прямой конфликт с Тегераном, "пока не стало слишком поздно". Но, по словам The Sunday Times, пока Буш склоняется к дипломатическому разрешению конфликта, а выбор между "булавочными уколами" и полномасштабным ударом сделал, если в дальнейшем все же склонится к военному решению.
Наконец, по мнению газеты, еще один повод для беспокойства американской администрации - усиление активности суннитских боевиков и "Аль-Гаэды" в соседнем Ираке. В Вашингтоне подозревают, что Тегеран борется против американских оккупантов Ирака чужими руками, организуя местные силы сопротивления и поставляя им оружие. Об этом говорится в исследовании американского Института исследования войны. Вторжение Ирана в Ирак - это "следующая основная проблема, с которой предстоит справиться коалиции".
Джордж Буш при этом заявил, что "несмотря на торжественные обещания Ирана способствовать стабилизации ситуации в сфере безопасности в Ираке", в последние месяцы участились нападения на базы США и солдат американского контингента с применением оружия, переправленного из Ирана. Тем более что президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявлял о намерениях "заполнить вакуум власти в Ираке".
Впрочем, полномасштабный военный удар, о котором думают в Вашингтоне, по мнению аналитика, маловероятен. Алексис Дебат считает, что для осуществления планов полномасштабной военной агрессии против Ирана потребуются такие массы войск, что будут серьезно истощены оккупационные контингенты, присутствующие в настоящее время в Ираке и Афганистане. Однако "маловероятен" не значит "исключен". И очевидно, что ответ на вопрос, по военному или дипломатическому варианту будет развиваться ситуация, зависит сегодня от Ирана, который, увы, оказался страной, с которой невозможно договориться в принципе.