Новые расклады «Каспийского пасьянса»
4 апреля 2008г. ? 13 (791) Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Страны, выходящие к Каспийскому морю, становятся самостоятельными игроками в транспортировке энергоресурсов на мировые рынки
Как только заходит разговор о том, куда и по каким маршрутам пойдут нефть и газ, добываемые странами Каспийского региона, так сразу же на ум приходят многочисленные «энергетические войны», которые ведут здесь Соединенные Штаты, Россия, страны Евросоюза и Китай. Именно их принято считать самыми влиятельными игроками в энергобаталиях на Каспии, и именно их интересами якобы только и объясняется прокладка новых маршрутов по доставке нефти и природного газа на мировые рынки. В какой-то степени влияние и Вашингтона, и Москвы, и Брюсселя, и Пекина во всех этих нефтегазовых раскладах нельзя не учитывать, и еще опаснее - недооценивать. Однако те страны, которые расположены вдоль побережья Каспийского моря и на своей территории располагают огромными запасами энергоресурсов, вовсе не намерены лишь выполнять чьи-то указания и служить лишь поставщиками сырья «сильным и богатым». Все чаще и Туркменистан, и Азербайджан, и Казахстан, и Иран сами диктуют свои правила игры тем, кто хотел бы получать от них нефть и природный газ. И все чаще эти страны проводят в энергетическом вопросе свою собственную, зачастую очень отличающуюся от ведущих государств мира, политику.
Тегерану надоело ждать улучшения отношений с Америкой
Как известно, Соединенные Штаты чуть ли не официально объявили своим главным врагом и неким «дисбалансирующим элементом» в регионе Ближней Азии Иран. И нынешний президент Соединенных Штатов Буш, и его возможный сменщик по Республиканской партии Маккейн грозят Ирану всеми возможными карами и предупреждают Тегеран, что не допустят владения им собственным ядерным оружием.
И если пока США не привели свои военные угрозы в исполнение, то в плане экономических санкций Вашингтон вместе с целым рядом стран ЕС достаточно сильно давят на Тегеран и мешают иранскому правительству свободно действовать на мировом рынке - прежде всего торговать своими обширными энергоресурсами.
При этом многие западноевропейские компании серьезно побаиваются гнева своих правительств и по большей части бойкотируют торговлю с Ираном, даже в тех случаях, когда она была бы вполне для них выгодна. Именно поэтому Иран на нынешнем этапе делает все возможное, чтобы диверсифицировать свои связи с Европой, и все-таки наладить туда поставки природного газа и нефти в обход международных санкций.
Так, недавно иранская национальная компания по экспорту газа в Тегеране подписала договор со швейцарской энергетической группой ЭГЛ на продажу 5,5 млрд. кубометров природного газа в год. Этот контракт подписан сроком на 25 лет, и теперь иранский газ может спокойно попадать в Европу, минуя экономические санкции, которые ввели против Тегерана Соединенные Штаты. Швейцария, будучи нейтральным государством, решила все же заключить контракт с Ираном. Теперь иранское правительство решает вопрос транзита газа через территорию Турции, а также прокладку газопровода из Греции на юг Италии (через территорию Албании и под дном Адриатического моря).
Совместно со швейцарцами по этому проекту работает норвежская государственная компания Stat Oil Hydro, которая также участвует в проекте добычи газа с месторождения «Шах-Дениз» в Азербайджане. Этот же газ с «Шах-Дениза» намерены также закупать Турция, Греция и Италия, которые работают над прокладкой еще одного трансадриатического газопровода под названием «Посейдон».
Подписав договор с Ираном, глава швейцарской делегации, представительница МИД этой страны М. Кальми-Рей заявила, что Швейцария расположена в центре Европы и нуждается в диверсификации поставок энергоресурсов. Интересно, что иранский газ пойдет вовсе не в Швейцарию для ее внутреннего потребления, а для поставок на станции в Италии. Швейцарская компания EGL намерена построить четыре электростанции в Италии суммарной мощностью 2 тыс. МВт. При этом первая из них, которая расположена рядом с Неаполем, уже готова к вводу в эксплуатацию.
Поставки иранского газа в Европу начнутся в 2009 году и выйдут на заложенную мощность в 10 млрд. куб. метров в 2012 году. Объем инвестиций по этому проекту составит 1,5 млрд. евро, и для него потребуется укладка 500 км газопровода от греческого города Салоники до итальянского порта Бриндизи. 186 км этого газопровода пройдет по территории Греции, 200 км - по Албании, и еще 115 км - под дном Адриатического моря.
Согласно этому контракту цена кубометра иранского газа будет составлять от 90 до 200 евро. И это при условии, что Россия сейчас продает в Европу свой газ по 230-240 евро за тысячу кубометров.
У Азербайджана - свои газовые и нефтяные интересы
Помимо иранского в Европу стремится попасть и азербайджанский природный газ. Параллельно с контрактом между Швейцарией и Ираном, Италия, Греция и Азербайджан хотели бы проложить еще один трансадриатический газопровод «Посейдон». Его мощность составит около 10 млрд. кубометров газа в 2012 году. Поставки газа для этого проекта планируется осуществлять за счет сырья с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз».
Хотя итальянская компания и Госнефтяная корпорация Азербайджана ГНКАР договор между собой подписали давно, им пока не удалось решить окончательно вопросы транзита газа с Турцией и Грецией. Недавно Баку посетил министр развития Греции Христос Фолиас, который пытался как можно скорее добиться поставок газа из Азербайджана в свою страну и далее - в Италию.
Известно, что несколько лет назад Азербайджан договорился об экспорте газа в Турцию по низким по сравнению со среднемировыми ценами, да к тому же без учета нынешних высоких мировых цен на нефть. К тому же Турция претендует на право реэкспорта части закупленного азербайджанского газа в Грецию, но уже по более высоким ценам.
Параллельно с этим Азербайджан ведет активную работу по приобретению нефтяных терминалов на территории Грузии, с тем чтобы напрямую торговать своими энергоресурсами на европейских рынках. Так, совсем недавно дочерняя компания ГНКАР, которая называется Energy Georgia, стала фактически владельцем терминала в Кулеви рядом с городом Поти на Черном море, превращая эту точку в крупную перевалочную базу для транспортировки каспийской нефти в страны Западной Европы.
Планируется, что для начала через терминал будет пропускаться около 6 миллионов тонн нефти, из которых половина будет приходиться на нефтепродукты. В дальнейшем этот объем может быть доведен до 35 млн. тонн нефти ежегодно.
Также Азербайджан планирует построить рядом с терминалом в Кулеви свой нефтеперерабатывающий завод и продавать в Европу уже не сырую нефть, а продукцию ее переработки. Помимо того, сейчас компания Energy Georgia намерена построить на территории Грузии целую сеть своих АЗС, а также рядом с Тбилиси - новую нефтяную базу.
Зная о достаточно трудном положении Грузии в сфере экономики, Азербайджан уже предложил грузинским компаниям выкупить местные железные дороги, чтобы по ним наладить бесперебойную доставку разливной нефти цистернами в порты Черного моря.
Каспийское море все ждет, когда его по-братски поделят
Конечно же, планы Азербайджана как можно быстрее наладить бесперебойные поставки в Европу своих энергоресурсов возможны во многом только при условии тесной кооперации в этом вопросе не только стран Западной Европы, но и с такими странами, как Казахстан и Туркменистан. Не секрет, что самые крупные потенциальные месторождения нефти и газа на Каспии все еще являются яблоком раздора. Причем отнюдь не только между Ираном и другими государствами, выходящими к Каспию, но и между Туркменистаном и Азербайджаном.
Кое-какие подвижки в споре Ашхабада и Баку относительно возможности стать владельцами крупнейших месторождений на Каспийском шельфе произошли за последние пару месяцев. Так, в Баку официально объявлено об открытии посольства Туркменистана, а это может напрямую связать руководство двух стран в вопросе разграничения Каспийского шельфа. Многое в этом вопросе прояснится после планируемого визита в Баку туркменского президента Бердымухамедова. Именно во время этого визита может сдвинуться с мертвой точки вопрос обсуждения территориальной принадлежности нефтяного месторождения Кяпаз, который в Туркменистане называется Сердар. Это месторождение находится территориально прямо на границе двух стран по Каспию, но его энергетические запасы вынуждают и Баку, и Ашхабад бороться за него всеми доступными средствами. Запасы Кяпаза-Сердара оцениваются экспертами в 80 млн. тонн нефти и 32 млрд. кубометров природного газа. Азербайджан для решения спора предлагает туркменам разрабатывать месторождение совместными усилиями, как это уже делается с российской компанией «Лукойл» на месторождении на Каспии, которое расположено также на границе секторов двух стран - России и Азербайджана.
Туркменистан пока в ответ на такое предложение думает, и пока неясно, согласится в конечном итоге туркменский лидер с подобным вариантом. Также пока не очень понятно, поддержит ли Бердымухамедов полностью Азербайджан в его желании проложить Транскаспийский газопровод под Каспием. Тот же проект «Набукко» имеет смысл только в том случае, если по нему будет пропускаться газ из Туркменистана.
Этот проект, как известно, активно лоббируют и Евросоюз, и Соединенные Штаты, но Ашхабад пока не настолько убежден в эффективности подобного газопровода, чтобы бросить идею Прикаспийского газопровода, идущего в Россию, и полностью переключиться на предложение Баку и Евросоюза.
Кстати, во время недавнего визита в Турцию на туркменского президента откровенно давили турецкие руководители, считая, что он своим выжидательным отношением к проекту «Набукко» попросту может похоронить хорошую идею. Между тем Ашхабад пока четко не определился и не подсчитал, насколько ему хватит имеющегося в наличии газа для того, чтобы участвовать в Транскаспийском проекте.
Также Ашхабад не забывает и о подписанном с Россией контракте на поставку 80 млрд. кубометров газа. Пока, между прочим, Туркменистан добывает лишь 70 млрд. кубометров газа в год, из которых более одной трети использует внутри страны. Еще 8 млрд. кубометров газа Туркменистан поставляет соседнему Ирану, поэтому даже если азербайджанское руководство очень сильно постарается уговорить туркменского президента быть более сговорчивым, из этого, скорее всего, мало что получится.
Астана тоже не теряет даром времени
Давно, и весьма удачно, прокачивает в прямом и переносном смысле слова свои интересы в районе Каспия и Казахстан. Так, мажилис республики ратифицировал договор с Азербайджаном, по которому казахстанская нефть по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан будет попадать в Западную Европу.
На начальном этапе в Азербайджан будет поступать по 23 млн. тонн нефти в год, а затем планируется увеличить эти поставки до 56 млн. тонн казахстанской нефти. Будет также построен новый нефтепровод в Курыке, куда будут сходиться все местные нефтепроводы с шельфа Каспийского моря. Оттуда казахстанская нефть будет доставляться танкерами в Баку и далее - в трубопровод по направлению в Турцию и в страны Западной Европы.
Надо также учесть, что ориентировочно с 2012 года Казахстан намерен резко увеличить добычу нефти, и одного каспийского трубопровода для того, чтобы эту нефть доставить на мировые рынки, будет уже недостаточно. Малой пропускной способностью обладает и нефтепровод, который идет из Казахстана в Западный Китай. Именно поэтому нефть из порта Актау будет поставляться в Баку, а сами эти перевозки будут осуществляться судоходными компаниями как Казахстана, так и Азербайджана.
В запасе у Казахстана есть еще и месторождение Кашаган, которое разрабатывается консорциумом иностранных инвесторов, плюс месторождение Тенгиз. Каждый подобный проект правительство Казахстана прорабатывает отдельно для того, чтобы использовать все складывающиеся на сегодня в районе Каспия варианты поставок энергоресурсов на мировые рынки и застолбить за собой как можно больше независимых друг от друга альтернативных нефте- и газопроводов.
В целом же все эти политические и экономические «пасьянсы», которые на сегодня формируются вокруг Каспия, свидетельствуют только об одном: и Казахстан, и Туркменистан, и Азербайджан, и Иран вне зависимости от того, какие планы относительно доставки энергоресурсов из региона вынашивают в ведущих западных и восточных столицах, намерены добиваться защиты своих собственных национальных интересов и проводить в регионе свою политику, которая будет прежде всего учитывать именно то, что сегодня больше всего нужно этим странам, а не тем, кто рассматривает Каспийский бассейн просто как один из многих других источников энергоресурсов в мире.