CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasianhome.org

О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КИРГИЗИИ

5 April 2008

О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КИРГИЗИИ

4 апреля 2008 г., Евразийский дом

ДАВИД ГОЗЭР, Доктор социальной географии, эксперт по Киргизии, Университет «Бордо 3», Франция

В последнее время во французской прессе считается хорошим тоном посвящать теме положения женщин в Киргизии различные статьи и телепрограммы.

Положение киргизских женщин в основном трактуется как тревожное, трагическое и безвыходное...

«Быть похищенной на улице незнакомыми мужчинами, чтобы затем быть насильно выданной замуж: Такова судьба большинства молодых киргизок, с того момента как им исполняется 18 лет. Сегодня в этой маленькой республике Центральной Азии большинство свадеб начинается с похищения. Это древний обычай, который вновь стал распространяться последние 15 лет... Часто: у женщин нет выбора, кроме как подчиниться такому супружеству :»[1]

«Вчера они продавали шелк, сегодня торгуют героином. В этой маленькой стране Центральной Азии у женщин совсем нет выбора в жизни, они зажаты между вынужденным браком, уколом наркотика и публичным домом [:] По сей день в Кыргызстане, так же как и в соседних Таджикистане и Узбекистане, где девочкам прививают культ брака и материнства, лишают доступа к образованию, женщины зависимы от мужчин. И потому уязвимы:»[2]

И это далеко не исчерпывающий список подобного рода статей.

Если обычный читатель и телезритель может поверить такому описанию положения женщин в Киргизии, то научное сообщество встревожено распространением неточной и порой оскорбительной информации в отдельных СМИ.

Похищения и наркомания в Киргизии есть: Однако эти явления, которые случаются на местном уровне, в кварталах, наносят глубокие раны пострадавшим и их близким. Эта грустная ситуация может наблюдаться и в Оше, и в Бишкеке, и в Москве, и в Киеве, и даже в заброшенных кварталах Парижа.

Но некоторые французские СМИ, описывая случаи, происходящие на улицах и в кварталах, делают ошибочные и оскорбительные выводы о культуре страны в целом, судят о ней по заранее установленным и научно не доказанным штампам. Единственная цель здесь - поднять уровень продаж журналов и увеличить аудиторию телепрограмм, произведя сенсацию, вызвав возмущение у мало информированных и легковерных читателей и телезрителей.

Киргизская женщина не соответствует образу, который описан французскими СМИ. Женщины в Киргизии давно стали играть равную с мужем роль в семье. По происхождению киргизы - кочевой народ, с племенной структурой, где женщина занимала достойное место в племени и семье.

Похищения всегда существовали в истории киргизов. Понятно, что тяжелые условия жизни после развала СССР извратили эту многовековую традицию, когда похищения проходят без предварительного согласия семьи, а иногда и с изнасилованием. У истоков этого стоит высокая цена калыма (налог на невесту), неподъемная в начале 1990-х годов. Но эта практика, идущая на спад в течение последних 10 лет, используется не везде. В основном это касается наименее образованной, сельской или недавно ставшей городской части общества.

Сегодня киргизская женщина завоевывает свое место в обществе. В среднем она учится дольше, чем мужчина, занимает высокие позиции в сфере управления, в системе здравоохранения и образования. Наконец, она вносит вклад в экономику Киргизии, создавая небольшие торговые предприятия или практикуя систему «shop-tour» (покупка продуктов питания и одежды заграницей с целью перепродажи на национальных рынках) с государствами Центральной Азии, Россией, Китаем или Турцией.

В Оше, на узбекоязычном юго-западе Киргизии с обретения независимости наблюдается снижение статуса женщины по причине реанимации традиционных и радикальных форм ислама. То есть, в основном это касается оседлого населения Ферганской долины.

На остальной территории Киргизии женщина обладает правами. Она может свободно путешествовать, поехать заграницу без сопровождения, свободно получить образование, не выходить замуж (даже будучи похищенной или под давлением семьи), заниматься экономикой и политикой.

Роза Отунбаева, например, была министром иностранных дел, затем блистательным послом Киргизии. Чолпон Баекова в течение долгого времени управляла Конституционным судом Киргизии.

Многоэтничность Киргизии стимулирует развитие экономического и культурного обмена между киргизской республикой и другими государствами региона, Китаем и Россией. Казахстан и Киргизию отличают по сравнению с другими странами Центральной Азии более открытое и великодушное отношение к женщине, политика по признанию равенства мужчин и женщин. Даже киргизы Афганистана, не бывшие гражданами СССР, сохраняют кочевые традиции равенства.

Прежде чем делать выводы, французской прессе следовало бы изучить Киргизию глубже. Обвинять страну, плохо зная ее историю и основываясь на локальных фактах, но не характерных для страны в целом, несправедливо.

Каждый год страна принимает все больше туристов со всего мира. И здесь женщины тоже играют определяющую роль, управляя небольшими туристическими частными агентствами. Французская пресса, все-таки искренне озабоченная положением женщины в Киргизии, представляет искаженный, отрицательный образ страны и тем самым оказывает киргизским женщинам плохую услугу.

Нужно понимать, что Киргизия - государство, которое все еще переживает переходный период с момента распада СССР.

4 апреля 2008 г.

eurasianhome.org

Предыдущая статьяМ.Ю. Морозова "Трансафганский газопровод: причины и перспективы реанимации проекта"
Следующая статьяИстина где-то рядом...