Когда помирятся Тегеран с Вашингтоном?
1 мая 2008г. ? 17 (795), Деловая Неделя, Казахстан
Юрий СИГОВ, Вашингтон
Чем хуже отношения между США и Ираном, тем это выгоднее правящим кругам обеих стран
Нет, наверное, на сегодня такой страны в мире, образ которой был столь демонически осуждаем в Соединенных Штатах, как Иран. При том, что американская армия надолго застряла в Ираке, конца и края не видно войне с талибами в Афганистане, никак не решаются проблемы Ближнего Востока, для официального Вашингтона за всеми этими международными бедами просматривается только один, и он же - самый опасный «подстрекатель зла» - Исламская Республика Иран. За время нахождения у власти администрации Джорджа Буша американо-иранские отношения скатились, по существу, к открытой конфронтации, а вероятность возникновения войны в районе Персидского залива между Тегераном и Вашингтоном практически ежеквартально резко подстегивает рост мировых цен на нефть и не на шутку пугает все окрестные государства региона.
Между тем нормализация отношений между двумя странами позволила бы решить многие региональные вопросы, которые на сегодня не могут решить в одиночку американцы. К тому же иранцы уже неоднократно подавали сигналы, что к подобному диалогу с Вашингтоном они готовы, но пока их в Белом доме не слышат. Или делают вид, что не слышат до тех пор, пока Иран не станет проводить более предсказуемую для США политику.
Иран может помочь Америке закончить войну в Ираке
Когда американские войска только вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна, многие эксперты в Вашингтоне предсказывали затяжную военную кампанию, если США не удастся нейтрализовать влияние шиитского Ирана на Ирак. Тогда особо к подобным оценкам никто в Белом доме не прислушивался, и считалось, что американские войска будут надежно контролировать границу между Ираном и Ираком, и постепенно ситуация в стране нормализуется.
Однако чем дальше, тем более зримо становился очевиден явный просчет Вашингтона в уменьшении какого-либо влияния Тегерана на обстановку в соседних странах. И поэтому не случайно, что в последние несколько месяцев все активнее выступают с различных трибун в Вашингтоне те (а среди этих людей - не только известные политологи и эксперты по международным отношениям, но и члены американского Конгресса), кто вступает за диалог с Ираном для скорейшего прекращения братоубийственной войны внутри Ирака. Разумеется, нынешняя администрация в Вашингтоне и слышать ничего не желает о каких-бы то ни было контактах с Ираном для того, чтобы решить иракскую проблему. Для Буша и его команды война в Ираке, которую они столь победоносно начали, должна быть самими же американцами триумфально и закончена, причем после себя США намерены оставить «демократический и процветающий Ирак, который будет одним из самых надежных союзников Соединенных Штатов на Ближнем Востоке».
Однако на практике выясняется, что никакой стабилизации в Ираке не предвидится, а на диалог с Ираном Соединенные Штаты категорически идти не желают. А между тем в том, чтобы ситуация в Ираке нормализовалась как можно быстрее, заинтересованы в Тегеране ничуть не меньше, чем в Вашингтоне.
Напомню, что в начале 80-х годов Иран и Ирак вели затяжную кровопролитную войну на уничтожение друг с другом, которая привела, по самым скромным подсчетам, к гибели более одного миллиона человек с каждой стороны. При этом Иран всеми силами боролся за то, чтобы Ирак не стал доминирующим государством в Передней Азии, а Ирак в свою очередь никак не желал усиления в регионе Ирана. Сейчас же Ирак как таковой ни для кого как единое мощное государство угрозы не представляет, но при этом общий хаос в регионе по-прежнему сохраняется. И пока американские войска будут находиться и в Ираке, и в Афганистане, тому же Ирану практически будет нереально каким-то образом укреплять свои позиции в странах-соседях.
Для иранцев важно, чтобы хаос в Ираке как можно скорее закончился, а американские войска как можно скорее ушли из Ирака и из самого региона. Разумеется, подобные ожидания иранцев крайне наивны: Соединенные Штаты помимо Ирака присутствуют в регионе весьма существенно, и вряд ли вообще когда-нибудь уйдут из района Персидского залива, который обеспечивает почти 40% американских потребностей в нефти.
Иранцы всеми силами стремятся закрепить за собой статус ведущей державы региона Персидского залива и всей Передней Азии, и американцы им в этом только мешают. Поэтому в том же Ираке Иран и США теоретически вполне могли бы договориться и решать хотя бы какие-то проблемы совместными усилиями. Но для того, чтобы подобное произошло, нужен диалог или хотя бы минимальное стремление правящих кругов двух стран к нему. А вот этого желания в реалиях (а не на словах, произносимых анонимными чиновниками за кулисами) пока не просматривается.
Зачем Ирану ядерная программа?
Американцы чуть ли не в один голос твердят о том, что с Ираном никаких переговоров о нормализации отношений вести не имеет смысла, поскольку Тегеран продолжает форсировать свою ядерную программу, и может в скором времени стать обладателем собственного ядерного оружия.
Иранцы, надо сказать, сами активно подстегивают эти страхи, не желая вести прозрачный и открытый диалог с МАГАТЭ и мировым сообществом, что приводит к введению против Тегерана международных санкций и разного рода ограничений. Понятно, что все эти санкции пока никакого реального результата не приносят, потому что с Ираном продолжает торговать и продавать в Иран различные технологии и Россия, и страны Западной Европы, а тот же Китай без каких-либо идеологических препон покупает у Тегерана нефть. В то же время Иран действительно уже до конца нынешнего года, как считают эксперты в Вашингтоне, может довести свою ядерную программу до «логического результата», то есть провести испытание ядерной бомбы любой мощности, и по примеру соседних с ним Индии и Пакистана просто поставить мир перед фактом: да, с сегодняшнего дня у нас есть в наличии свое ядерное оружие и просим принять нас де-факто в клуб мировых ядерных держав.
Что в этой ситуации делать тогда Соединенным Штатам? Начинать ковровые бомбардировки иранской территории, вторгаться в Иран по той же схеме, как это было в Ираке, или просто «проглотить горькую пилюлю» и смириться с тем, что все международные соглашения и договоры, подписанные в области ядерного нераспространения, не имеют отныне никакой реальной силы?
Те, кто сейчас находятся у власти в Белом доме, считают, что Иран надо «дожимать» всеми возможными средствами, и к военной силе (применение которой никто не исключает) придется прибегнуть только тогда, когда другого выхода уже не будет.
Примерно также думает кандидат в президенты от Республиканской партии Джон Маккейн. Для него и его ближайших советников Иран - это исчадие ада, главная угроза безопасности Соединенных Штатов, а посему с Ираном надо будет как можно скорее разбираться, пока у Тегерана не появилось собственное ядерное оружие.
Показательно, что только Барак Обама - один из основных кандидатов от Демократической партии на президентский пост высказывается за необходимость ведения диалога с Ираном, он выступает также против запугивания Тегерана и загона его в тупик, из которого выход будет только один - прямая военная конфронтация с Америкой.
В итоге, скорее всего, ситуация будет развиваться достаточно предсказуемо: Иран все-таки доведет свою ядерную программу до владения собственным ядерным оружием, а США так же, как это было с другими «новыми» ядерными державами, ничего сделать будут не в состоянии.
К тому же в Вашингтоне все больше осознают тот факт, что Иран с ядерным оружием - это уже очень даже влиятельный игрок в регионе Передней Азии и Ближнего Востока, а с учетом наличия в руководстве страны влиятельных религиозно-настроенных радикалов, с ядерным оружием Тегерану будет куда проще диктовать окружающим его государствам свои условия и определять во многом развитие всех политических событий в этом потенциально взрывоопасном регионе.
Почему диалог между Тегераном и Вашингтоном пока невозможен?
В самом центре Вашингтона, на Массачусетс авеню, расположено давно уже пустующее помпезное здание с мусульманским куполом и явно восточной архитектурой. Вокруг этого здания годами лежат кучи строительного мусора, окрестности его заросли густым бурьяном, и на фоне расположенных вокруг новых зданий посольств таких стран, как Турции, ЮАР, Бразилии, это строение кажется каким-то вызывающе бесхозным и на удивление безжизненным.
На самом деле в этом доме некогда размещалось посольство Ирана в Соединенных Штатах, и с тех пор, как официальные отношения между двумя странами были прерваны, никто в этом строении не работает. Сегодня иранские интересы в Соединенных Штатах представляет посольство Пакистана, а сама иранская миссия расположена в подвальном помещении одного из домов неподалеку от российского посольства в Вашингтоне.
Никакой вывески, никаких координат миссии вы нигде не найдете, но в приемной иранского представительства всегда много народа, люди получают визы на посещение Ирана, им вручают компакт-диски с туристическими фильмами об Иране, а самих иранских дипломатов можно встретить в Вашингтоне и Нью-Йорке лишь на приемах, устраиваемых странами Персидского залива, Венесуэлы и Пакистана.
На самом же деле интерес к Ирану в Соединенных Штатах очень большой, в самой Америке живет и работает много выходцев из Ирана, причем все они занимают очень приличные позиции в таких сферах, как банковское дело, медицина, юриспруденция, инженерное дело. Однако те, кто стремится посетить Иран даже в туристических целях, тут же попадают под подозрение «связей с террористами», и такому американцу бывает потом крайне сложно убедить собственные правоохранительные органы в том, что он - не агент «Хезболлы» или «ХАМАСа».
Насколько можно понять из иранской прессы, примерно такой же большой интерес проявляют к Америке и рядовые иранцы. Они не очень верят в то, что Америка нападет на Иран, и там искренне надеются на то, что как только Дж.Буш и его команда покинут Белый дом, то отношения между двумя странами нормализуются.
Однако дело здесь не только и не столько в каких-то конкретных личностях в Вашингтоне и Тегеране, сколько в том общем векторе развития двусторонних отношений, который сформировался за последние годы между Ираном и Соединенными Штатами.
Для США Иран - это региональная, недружественная Америке держава, которая потенциально угрожает американским интересам, стремится стать обладателем ядерного оружия, и в случае возникновения напряженности в международных отношениях будет иметь шанс перекрыть поставки нефти и сжиженного газа на мировые рынки через Ормузский пролив.
В свою очередь для Ирана Соединенные Штаты - мировой гегемон, стремящийся к навязыванию своих интересов государствам региона Ближнего Востока и Персидского залива. Соединенные Штаты держат в Ираке и Афганистане, а также на военных базах в Саудовской Аравии, Катаре и на Бахрейне десятки тысяч своих солдат и офицеров, причем все эти страны находятся прямо на границах Ирана, и в любой момент с их территории США могут угрожать его безопасности.
По сушеству, американское военное присутствие в этом регионе (от которого США вовсе не собираются на ближайшую перспективу отказываться) не дает иранцам укрепляться самим, контролировать энергетические поставки из района Персидского залива и оказывать политическое влияние на всех своих соседей (тем более что после разгрома Ирака в регионе реального стратегического баланса Ирану не осталось).
Поэтому несмотря на давно уже перезревшую необходимость установления диалога между Тегераном и Вашингтоном, осуществить его даже после смены власти в Белом доме в начале будущего года будет крайне сложно. Американская внешняя политика слишком консервативна, какие-то даже самые небольшие изменения в ней «вынашиваются» годами, и сделать что-то поистине революционное в этом направлении тому же Обаме в случае избрания его президентом Соединенных Штатов вряд ли удастся.
Что же касается Ирана, то антиамериканская риторика и запугивание собственного населения возможной американской военной интервенцией - весьма эффективный и действенный метод отвлечения собственного населения от внутренних проблем страны, а также лишняя возможность сконцентрировать финансовые и экономические усилия на осуществлении той же ядерной программы («ядерной бомбы у нас американцы будут гарантированно бояться», - считают в Тегеране).
Как бы там ни было, пока отношения между Ираном и Соединенными Штатами будут оставаться напряженными и без каких-бы то ни было «прорывных» подвижек. В этой связи для всех географических соседей Ирана, в том числе и для стран Центральной Азии, главное - чтобы эти подковерные споры между Америкой и Ираном не привели к новому обострению ситуации в регионе, и чтобы ни при каких условиях эти разногласия не привели к военному столкновению Ирана и США.