CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Asia Times: Талибан укушен змеей в траве, или 150 тысяч долларов за предательство

3 мая 2008

Asia Times: Талибан укушен змеей в траве, или 150 тысяч долларов за предательство

12:24 03.05.2008, ЦентрАзия

Asia Times, Гонконг. Перевод: InfoAsia.org. Талибы и их партнеры из Аль-Каиды в этом году выбрали своими целями маршруты поставок западного альянса, которые проходят через Пакистан в Афганистан. Свое внимание он сконцентрировали на районе Хайбер в зоне племен Пакистана, которая управляется по федеративному принципу. Это ключевой пункт транзита для 70 процентов поставок альянса необходим, чтобы поддерживать боеспособность в войне с афганскими мятежниками.

Свое внимание он сконцентрировали на районе Хайбер в зоне племен Пакистана, которая управляется по федеративному принципу. Это ключевой пункт транзита для 70 процентов поставок альянса необходим, чтобы поддерживать боеспособность в войне с афганскими мятежниками.

Ударная волна от подрыва, случившегося 20 марта, 40 газовых автоцистерн в Торкаме при переходе границы из Хайбера в афганскую провинцию Нангархар, достигла ведомой НАТО коалиции и шокировала всех так, что Североатлантический блок поспешил договориться с Россией о переносе некоторых маршрутов поставок через ее территорию, хотя это более тяжелый маршрут.

Успех в Токраме сопровождался множеством менее масштабных нападений, и казалось, что план талибов намного лучше, чем они сами ожидали.

Потом на прошлой неделе произошел случай с захватом талибами двух членов Всемирной Продовольственной Программы (WFP) в Хайбере. И выяснилось, что талибов предали за королевскую сумму примерно в 150 тысяч долларов.

Теперь их хайберские мечты разрушены.

С друзьями надо быть поосторожней:

Когда новая тактика Талибана начала претворяться в жизнь, Центральное Разведывательное Управление США - о котором сообщество сотрудников спецслужб Пакистана говорит, что оно имеет самое большое представительство во всей Южной Азии, то есть именно в их стране - перешло к активным действиям и сделало свой ход весьма удачно.

Но мы забежали вперед.

Загнанные в их традиционные цитадели в Северном и Южном Вазиристане Аль-Каида и Талибан созвали совместную шуру (совет). На этой встрече говорилось о том, что надо с осторожностью подходить к тем местным племенам и местным политическим партиям, готовым продаться и участвовать в поисках, ведомых Соединенными Штатами, Усамы Бен Ладена и его заместителя Аймана аль-Завахири. Шура привела в пример ситуацию в Ираке, где политика США по отношению к суннитам с целью направить их против Аль-Каиды имела успех.

Исходя из этого, совет решил, что необходимо перехватить инициативу и переключить активность Талибана и Аль-Каиды на Хайбер с целью обескровить западную коалицию, чтобы лишить ее возможности начать главные сражения.

Это было красиво в теории, но не на практике, появились сложности: Хайбер - самое "неудобное" место для "талибанизации". Большинство населения - мусульмане ветви брелви-суфия, традиционно противоположной идеологиям деобанди Талибана и салафи Аль-Каиды. Люди здесь живут вдоль исторического маршрута армий и торговых караванов, население района политически либерально и прагматично, и его не так-то легко перетянуть на свою сторону посредством идеалистических и утопических идеологий Талибана и Аль-Каиды.

Поэтом Талибан отправил туда собственный корпус из боевиков, собранных в других племенных областях, отобранных Устадом Ясиром, авторитетным афганским полевым командиром. Пуштуны, которые преобладают в рядах бойцов, рассматривают племена африди и шинвари, уроженцев Хайбера, как безыдейных материалистов, но все равно местные жители были важным пунктом в их операции.

Удар Талибана был направлен на одного из членов салафидов в этом районе - Наджи Намдара, их представителя. Намдар не совсем "человек племени", он - торговец, который работал в Саудовской Аравии. Его салфитская идеология и тот факт, что он является правоверным мусульманином, послужили поводом для талибов выдать ему кредит доверия.

Намдар пришел к талибам и предложил им прибежище для их воинов, оружие и снабжение по главной дороге, ведущей в пограничную область. Он дал гарантии лидерам Талибана, которые находились в тот момент в его доме.

Американцы знали все о планах Талибана относительно Хайбера, он прикладывали большие усилия и деньги в местные племена, чтобы защитить маршрут. В ответ Талибан пригрозил племенным вождям и пошел в наступление: смертник взорвал себя на совете племен - джирге - созванного, чтобы обсудить, как изгнать талибов. Погибло более 40 человек.

Заместитель госсекретаря США Джон Негропонте посетил Хайбер, чтобы встретиться с вождями племен, но, опасаясь талибов, на встречу пришли только шестеро из них.. Казалось, что американцев обманули, но их игра еще не была закончена.

Так или иначе, с договоренностью талибов с Намдаром была подготовлена почва для операции, и они методично увеличивали количество нападений на конвои, направляющиеся в Афганистан, а в понедельник они захватили двух членов WFP и их автомобиль.

Все пошло не так, как хотелось бы:

В отличие от предыдущих нападений, осуществленных талибами в этом районе, местные военизированные силы сражу же начали преследование. Талибы нанесли ответный удар. Было убито пять солдат. Но когда у талибов закончились боеприпасы, то они отдали эти двух рабочих и попытались бежать, однако, были блокированы.

Талибы вызвали подкрепление, но местные ополченцы тоже. Сложилась тупиковая ситуация. В итоге, Талибан сумел захватить местного политического агента, представляющего центральное правительство, и они использовали его в качестве заложника, чтобы заставить ополченцев спасать его.

Они отступили в безопасные, как они считали, укрытия, но к их ужасу там их ждали ополченцы. Многие из талибов были арестованы, захвачены тайники с оружием. Однако многие из них сумели скрыться еще до того, как прозвучал первый выстрел. Единственный человек, знавший о местоположении безопасных укрытий и зданий, был Намдар. Как считали талибы, их сторонник. Но их предали.

Их худшие подозрения подтвердились, когда Намдар "вышел из-под прикрытия" и выступил по местному радио: он сказал, что командиры талибов, включая Устада Ясира, должны сдаться или их "вырежут", как уже было, когда местные племена повернули оружие против узбекских боевиков в Южном Вазиристане в январе 2007 года.

Намдар сказал, что за ним стоят силы безопасности, и он не боится атаки смертника.

Аль-Каида и Талибан немедленно созвали шуру (совет) на экстренное заседание в Северном Вазиристане, чтобы обсудить ситуацию. Расследование Аль-Каиды показало, что ЦРУ и пакистанские спецслужбы завербовали Намдара и заплатили ему 150 тысяч долларов в местной валюте.

В результате всего, операции Талибана в Хайбере провалились. И это главная причина того, что действия боевиков застопорились, поскольку нападения на маршруты поставок были ударом по оголенным нервам НАТО.

В более широком контексте, поступок Намдара ярко иллюстрирует, насколько опасно быть в рядах Талибана и Аль-Каиды предателем. Опасность состоит в том, что различные мирные договоры, на данном этапе подписываемые между Исламабадом и некоторыми племенными лидерами, могут привести к новой серии предательств.

Заключение. Оно состоит в том, что всеми способами надо остановить процесс диалога правительства с боевиками и племенами.

Саед Салим Шахзад, руководитель Бюро Asia Times в Пакистане

Перевод:

02.05.2008

Источник - InfoAsia.org Постоянный адрес статьи -

centrasia.ru

Предыдущая статьяВ РТ - новые кадровые перестановки
Следующая статьяForeignpolicy: Кто воюет/"миротворит" в Афгане - состав сил