CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Таджикистан и Кыргызстан становятся важными объектами заинтересованности мировых держав

27 июня 2008

Таджикистан и Кыргызстан становятся важными объектами заинтересованности мировых держав

27 июня 2008 10:56 ИА МиК

В 2005 г. глава института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса (США) Фредерик Старр выдвинул концепцию создания "Большой Центральной Азии" (БЦА). Аналогично проекту "Большого Ближнего Востока", причиной лоббирования БЦА является необходимость реализации геополитических целей авторов модели путем объединения региона в единое «пространство». В данном аспекте речь идет как об экономической, так и политической сферах.

Не случайно важнейшей составляющей проекта является «отделение» Афганистана от Пакистана и Ирана путем его вхождения в БЦА, да еще на центральное место, что приведет к ослаблению в регионе роли России и Китая (центральноазиатский регион обеспечивает энергетическую безопасность КНР). Параллельно же БЦА становится важнейшим компонентом в задаче внешних сил по четкому контролю развитию ситуации вокруг Ирака и Ирана. В данном ракурсе большинство аналитиков обычно обращают внимание на Казахстан и Туркменистан, несколько в меньшей степени - Узбекистан, но без особого интереса остаются Таджикистан и Кыргызстан. Последние же события вокруг двух этих стран демонстрируют их превращение в важные геополитические фигуры в регионе. Конечно же, нахождение Таджикистана в приграничье с ШОС играет немаловажную роль. Но, как представляется, имеются и другие факторы направления взоров мировых политиков к Душанбе. В частности, решение апрельского саммита НАТО об обеспечении Афганистана дополнительными силами в лице воинского контингента или прогнозируемое обострение ситуации в Пакистане, связанное с рядом «самостоятельных» шагов главы страны Парвиза Мушаррафа. Отсюда - заинтересованность Москвы в укреплении позиций в Таджикистане.

9 июня президент России Дмитрий Медведев на встрече с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном (в рамках XII-го Петербургского международного экономического форума) сообщил о своем предстоящем официальном визите в конце августа в Душанбе для принятия участия в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Во время переговоров, охарактеризованных Э.Рахмоном «очень полезными и продуктивными», одним из важнейших являлся вопрос о сотрудничестве в сфере энергетики. Как следствие, уже 10 июня между «Газпромом» и таджикской стороной было подписано соглашение о геологоразведке на 4 нефтегазовых месторождениях (Ренган, Саргазон, Сарыкамыш, Западный Шаамбары). В тот же день в Таджикском Государственном институте языков состоялось открытие русского центра Фонда «Русский мир».

18 июня взаимоотношения между странами перешли на новый этап. Совет Федерации ратифицировал двустороннее соглашение между странами, устанавливающее международно-правовую основу для создания и совместного планирования действий коалиционной группировки, состоящей из воинских контингентов, выделенных из состава ВС России. Говоря другими словами, речь идет об обеспечении совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства двух государств. Тут и мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с Э.Рахмоном (в рамках участия в Днях культуры Москвы в Душанбе) сделал заявление о возможности увеличения российской столицей квот для трудовых мигрантов из страны (во время пребывания в Таджикистане Ю.Лужкову было присвоено звание почетного доктора наук Душанбинского российско-таджикского славянского университета). «Резюмировала» же эти двусторонние шаги ратификация Госдумой Соглашения и Дополнения к нему между правительствами Таджикистана и России об урегулировании задолженности Душанбе по госкредитам. Согласно документам, это будет осуществляться как прямыми платежами, так и посредством передачи в собственность РФ оптико-электронного узла «Нурек» с инвестированием оставшейся части в строительство Сангтудинской ГЭС-1 на территории Таджикистана (тут же и российско-таджикский сотовый оператор «Мобильные линии Таджикистана» заявил о готовности участвовать в завершении строительства Рогунской ГЭС).

Заинтересованность Москвы в последних договоренностях не спонтанна. Таджикистан никогда не исчезал из поля зрения Запада, а в последнее время интерес к стране явно усилился. Так, параллельно соглашению с «Газпромом», право на разработку 5 месторождений природного газа на юге Таджикистана (Узунахор и др., 1,5 трлн куб м) от Душанбе получила канадская компания Tethys Petroleum (ряд перспективных участков осваивают также компании США, Сингапура, Австрии). В контексте изложенного можно обратить внимание на тот факт, что буквально в эти же дни Комитет по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию парламента Кыргызстана обсудил вопрос о согласовании проекта межправительственного соглашения между Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Пакистаном по строительству подстанций и линий электропередачи.

Документ, планируемый к рассмотрению 24 июля 2008 г. на встрече «четырех» в Исламабаде, включает в себя строительство подстанции Датка, а также линии электропередачи Датка-Ходженд (430 км, ок. 120 млн долл.), что позволит поставлять электроэнергию из Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан с 2012 г. Данный факт однозначно свидетельствует, что и Кыргызстан становится важным геополитическим игроком в регионе. Так, Всемирный банк, посредством Международной ассоциации развития, выделил грант (12 млн. долл.) на финансирование проекта «Городская инфраструктура городов Бишкек и Ош». В свою очередь, дочернее предприятие «Газпрома» «Газпром нефть Азия» намерено вложить ок. 20 млн долл. на строительство АЗС. Но эти факты из разряда, в целом, внешнеэкономических. А вокруг Кыргызстана происходят события и иного масштаба. Несколько дней назад Бишкек посетил заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Джордж Крол. В преддверии визита говорилось о планах американской стороны добиться добра от киргизских властей на расширение авиабазы в аэропорту «Манас» (получение дополнительных 300 гектаров земли для возведения новых объектов базы и ее укрепления). Однако, Дж.Крол во время пребывания в стране заявил об отсутствии у официального Вашингтона планов по расширению территории базы.

Возможно, негативная реакция Пекина и Москвы сыграла свою роль, однако не все так однозначно, потому что, согласно данным ряда информагентств, во время беседы Дж.Крола с руководством Кыргызстана обсуждались аспекты «взаимодействия в вопросах региональной безопасности, укрепления экономического сотрудничества между США и Бишкеком». Кроме того, в мае глава МИД Кыргызстана Эднан Карабаев отметил, что «база антитеррористической коалиции в аэропорту «Манас» отвечает национальным интересам Кыргызстана и Центральноазиатского региона в целом»(1). Правда, при этом глава внешнеполитического ведомства подчеркнул «сбалансированность» шагов Бишкека, отметив сотрудничество как с ОБСЕ и НАТО в рамках восстановления Афганистана, так и с ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности): «Казалось бы, ОДКБ и НАТО - противоположные организации. Однако то, что Кыргызстан сотрудничает с ними... свидетельствует о многовекторности нашей политики».

Поэтому не случайно, что после отъезда из региона Дж.Крола, в Бишкек сразу же прибыл Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Хотя внешне его встреча с президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым касалась обсуждения вопросов о выработке единой политики по действиям в чрезвычайных ситуациях и др. государств, входящих в структуру, заявление главы КР свидетельствует несколько о другом: Бишкек "и в дальнейшем будет принимать меры по углублению взаимодействия по всем направлениям сотрудничества в рамках ОДКБ. Государства-члены ОДКБ имеют огромный совокупный потенциал, который необходимо максимально и целенаправленно использовать"(2). Вместе с тем, официальный визит в Кыргызстан, накануне сентябрьского саммита государств СНГ в Бишкеке, совершит Д.Медведев.

В свете вышеизложенной активизации внешних сил вокруг Душанбе и Бишкека, никак не получится назвать случайным совпадением тот факт, что в преддверии 11-й годовщины подписания Общего мирного соглашения, положившего конец гражданской войне в Таджикистане (27 июня), в столице автономной области Горный Бадахшан (ГБАО) Хороге фиксируется дестабилизационная ситуация (здесь в наличии весьма протяженная граница с Афганистаном). И хотя после обращения полевых командиров ГБАО к Э.Рахмону с просьбой «предотвратить возможное кровопролитие в стране» власти начали переговоры, данная акция представляется инспирированным сигналом извне для официального Душанбе, тем более что на июль был запланирован визит в Хорог Э.Рахмона В данном аспекте имеется еще и такая тонкость, что в последние годы в автономии построены новые дороги, соединившие Хорог с Афганистаном и Китаем. Кроме того, несколько лет назад парламент Таджикистана ратифицировал соглашение с КНР о передаче китайцам 98 тыс. гектаров пограничных земель в ГБАО. Внешне же все выглядит в «добрых» «демократических» традициях: в руках у митингующих плакаты: «Долой коррупцию», «Областную прокуратуру - в отставку» и др.

В свою очередь, глава оппозиционного таджикского движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев на пресс-конференции в Москве призвал установить в Таджикистане «настоящий демократический строй с парламентом, свободными выборами и прессой»(3). В этом же ряду - обращение Европейского суда по правам человека к российскому правительству за разъяснениями по «делу о похищении» лидера Демократической партии Таджикистана Махмадрузи Искандарова (речь идет о событиях трехлетней(!) давности).

Вышеотмеченный расклад позволяет с большой долей вероятности предполагать, что в «борьбе» мировых держав за Таджикистан и Кыргызстан можно ожидать нового этапа геополитических игр, в которых возможны различные ходы заинтересованных сил. Точнее, даже уже и не ожидать, а быть готовым к столкновению с ними.

1.Глава МИД КР: Наличие двух военных баз свидетельствует, что в республике своя «собственная и самостоятельная» внешняя политика 2.Страны - члены ОДКБ выработают единую политику по действиям в чрезвычайных ситуациях 3. Движение «Ватандор» предлагает установить в Таджикистане демократию

Теймур Атаев, политолог, Азербайджан

IslamRF

iamik.ru

Предыдущая статьяБлеск и нищета по-таджикски
Следующая статьяG8: Иран должен конструктивно реагировать на предложения Запада