Сергей Бакланов. Афганский котел или парадоксы «управляемого кризиса»
25.08.08, geokz.tv
Сегодня внутриполитическая ситуация в Афганистане складывается непросто. Централизованное государство пока еще не создано, политические институты в общенациональном масштабе фактически не действуют. Правительство Х.Карзая оказалось недееспособным и неготовым к новым реалиям, сложившимся после событий 11 сентября.
Активное вмешательство извне, прежде всего, со стороны США и Запада, не смогло исправить ситуацию. Нищета населения, которая усугубляется неограниченной коррупцией власти, служит питательной средой для наркобизнеса и терроризма.
Попытки зарубежных спонсоров контролировать борьбу с бедностью пока не дают результата. По мнению экспертов, обстановка хаоса выгодна наркодельцам, но и не только им. Чтобы не уйти из занятой геостратегической позиции для оказания перманентного давления на другие центры, силы, как Россия и Китай, страны Запада будут поддерживать тактику «управляемого кризиса» в Афганистане.
Видимо, этого хочет и окружение Х.Карзая. Оно сейчас как никогда нуждается в штыках войск ISAF. Их вывод означал бы и его конец. Консолидации сил Талибана и их ожесточенные бои в юго-восточных областях Афганистана свидетельствуют о том, что правительство Х.Карзая без помощи сил антитеррористической коалиции не устоит и дня даже в пределах Кабула.
Стратеги Талибана понимают, что в открытых боях им не выиграть и они перешли к тактике террора и партизанской войны. Следует признать, что такому повороту событий силы ISAF не были готовы, несмотря на то, что они присутствуют на этой земле около 7 лет.
Если гибель солдат стран Запада вызывает недовольство их населения, то гибель мирных жителей Афганистана в ходе военных операций НАТО стимулируют протест, как местного населения, так и международных, неправительственных, правозащитных и гуманитарных организаций. Этим умело пользуются политтехнологи Талибана в своих пропагандистских целях.
Надо отметить, что западная коалиция выделяет многомиллиардные суммы денег на подготовку, переподготовку и модернизацию афганской армии. Но сам факт активизации Талибана и контроля правительственными войсками только столицы говорит о том, что эти деньги просто проворовываются и не доходят до места назначения.
Командующий Объединенными переходными силами безопасности генерал-майор Роберт Коун пообещал, что до 2008 года США решат проблему вооружения афганской армии. Несмотря на предпринимаемые усилия, армия Афганистана на сегодняшний день полностью зависит от НАТО и не может самостоятельно выполнять боевые задачи по стабилизации ситуации в стране. Между тем, подготовка афганской армии имеет и политическую подоплеку. По заявлению командования НАТО, западные войска останутся в Афганистане до тех пор, пока афганская армия не будет в состоянии сама защищать Афганистан. Может, за всем этим кроется та самая тактика перманентного «управляемого кризиса»?
Для США приоритетом является борьба с терроризмом, война с талибами, а также создание этакого плацдарма для возможного нападения на Иран. США разворачивают кампанию, обвиняя Иран в поставках оружия талибам и боевикам «Аль-Каиды».
Между тем, Иран является основным экономическим и торговым партнером Афганистана. Война в Иране приведет и без того слабую экономику Афганистана к катастрофе. Усиливающаяся конфронтация между Ираном и США грозит дестабилизацией в Афганистане. Не секрет, что Афганистан и Иран связывают давние экономические и политические связи. Общность культуры и языка способствуют укреплению двусторонних контактов. Товарооборот Афганистана с зарубежными странами развивается слабо. Большая часть импорта и экспорта приходится на Иран. Угроза военных действий против Ирана со стороны США является и угрозой прекращения ирано-афганского экономического и торгового сотрудничества.
Страны Европы и США являются донорами, но не могут эффективно развивать торговлю с Афганистаном. Афганские товары неконкурентоспособны на европейском рынке. Между тем, Иран импортирует афганские товары и поставляет в Афганистан свои.
В настоящее время США ищут альтернативу торговому и экономическому сотрудничеству Ирана и Афганистана. Ею могут стать государства Центральной Азии. Если США начнут военные действия в Иране, афганская экономика и торговля окажется на грани краха. Поэтому США и Европа оказывают содействие развитию экономических и торговых отношений Афганистана и стран Центральной Азии. В настоящее время Центральная Азия в основном экспортирует в Афганистан энергоносители. В остальных сферах торговля и экономическое сотрудничество пока не налажено.
В свою очередь, Афганистан не заинтересован в конфликте с Ираном. Для Афганистана реальной угрозой является Пакистан. Поэтому афганское правительство заинтересовано в сближении с такими странами, как Россия и страны Центральной Азии из-за близости позиций. Об этом свидетельствует и интерес афганского руководства к сотрудничеству с ШОС.
Особая роль государств Центральной Азии в восстановлении Афганистана неоспорима. Страны региона могут стать конструктивными участниками международного взаимодействия в сфере безопасности, энергетики, транспорта и гуманитарного потенциала и в этом заключается их геополитический феномен.
После саммита ШОС страны Центральной Азии стали уделять еще больше внимания сотрудничеству с Афганистаном. Страны Центральной Азии выработали критерии своих отношений с Афганистаном. Страны региона видят решение ситуации в Афганистане не в военном присутствии НАТО в этой стане, а в развитии экономики, инфраструктуры и укреплении афганских войск.
Возможность расширения экономического сотрудничества, транзит через Афганистан и строительство альтернативных дорог и трубопроводов открыли бы новые возможности для этого региона.
Запад заинтересован в поддержке военных операций в Афганистане, в воспрепятствовании распространению радикальных течений ислама, которые могут привести к созданию очагов терроризма. Однако, как показывают сегодняшние реалии, коалиция во главе с США не добилась полного успеха в военной фазе борьбы против терроризма и экстремизма в Афганистане.
(прислано на www.geokz.tv)