CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Виталий Волков: Центральная Азия может оказаться между двух огней - афганского и кавказского

25 августа 2008

Виталий Волков: Центральная Азия может оказаться между двух огней - афганского и кавказского

25 августа 2008, 18:05, CA-NEWS

CA-NEWS (CA) - Опасность для безопасности

"Новая газета KZ", Казахстан 25 августа 2008 г. Виталий ВОЛКОВ, обозреватель «Немецкой Волны»

Два серьезных события окажут значительное влияние на безопасность в Афганистане и опосредованно - во всей Центральной Азии. Можно спорить, какое из них в этом отношении важнее, можно стараться найти между ними взаимосвязь и поместить в более общий «геостратегический контекст» - и стоило бы, но сейчас автор лишь обозначит, о чем идет речь. А речь идет о конфликте вокруг Южной Осетии и об отставке президента Пакистана Первеза Мушаррафа.

Эксперты спорят о том, какие силы придут на смену Мушаррафу в Пакистане и станет ли внешняя политика этой страны менее проамериканской, в этом видя «опасность для безопасности» в Афганистане. Некоторые инсайдеры утверждают, что, напротив, уход генерала санкционирован Вашингтоном, поскольку «проект Мушарраф» на данном этапе исчерпал себя. Он не приносит должных дивидендов в Афганистане, а в Пакистане просто убыточен - президент растерял авторитет. Речь идет о том, что теперь надежды возлагаются на лагерь Бхутто.

Однако источники, располагающие информацией о раскладе сил в военных и разведывательных структурах Пакистана, полагают, что вне зависимости от закулисных сценариев уход Мушаррафа ослабит те сдерживающие «обручи», которыми генерал, будучи у власти, сдерживал исламистов в пакистано-афганском приграничье. По крайней мере, до тех пор, пока он не решит снова стабилизировать ситуацию, возвратившись к сценарию 1999 г., т.е. к военному перевороту, - такой сценарий тоже нельзя исключать. Как бы то ни было, теперь и межведомственная разведка (ISI), и исламские фундаментальные партии и группы получают большую свободу в поддержке своих единомышленников и проводников их интересов в Афганистане.

Можно, конечно, считать случайным совпадение по времени целой серии успешных операций талибов против войск западной коалиции сразу после известия об отставке Первеза Мушаррафа (самая известная - это нападение на колонну французских войск под Кабулом в канун Дня независимости Афганистана и перед приездом туда президента Франции), но этот факт стоит взять на заметку, так же как и визит в Афганистан начальника генерального штаба Пакистана. Кабул приветствовал решение об отставке генерала Мушаррафа, но, по мнению автора, такое заявление было несколько поспешным.

Второй фактор - это вооруженный конфликт между Россией и Грузией вокруг Южной Осетии, очевидно, затрагивающий интересы и ряда других государств. В том числе интересы Ирана. По сведениям автора, Тегеран едва ли с не меньшим опасением, чем Москва, смотрел на военные приготовления, осуществляемые США на территории Грузии, в частности, на базе в Зугдиди. В Иране, судя по всему, не без оснований считали, что грузинская территория и созданная там военная инфраструктура, в случае выбора Вашингтоном военного решения иранской проблемы, будут играть очень важную роль.

В нынешней ситуации, когда Запад в той или иной мере пытается изолировать Россию и собирается помочь восстановить военные структуры Грузии, Иран пока молчит, однако это не значит, что там не сформирована позиция по этому вопросу. Он уже раньше, во время последней войны США в Ираке, обозначил свой асимметричный ответ на эти действия. В первую очередь в Афганистане - в самом уязвимом для США пункте. Америка, несмотря на огромные усилия и затраты, так и не смогла толком закрепиться в провинции Герат, прилегающей к Ирану. Теперь, по мнению автора, можно ожидать активизации действий «террористических элементов» против антитеррористической коалиции в этом районе и ближе к Кабулу, где действуют проиранские полевые командиры.

Автор полагает, что и Россия не оставит так просто «попустительство» Запада в грузинском вопросе. Увы, политика имеет свои психологические законы, и пока мало кому удавалось стать выше их. Где же возможно проучить Запад? Опять же в Афганистане, в северных районах, где Москва имеет достаточно разнообразные связи с полевыми командирами. Местным боевикам не составит большого труда осложнить жизнь той же госпоже А. Меркель (канцлеру ФРГ) после ее нерационального заявления о готовности принять Грузию в НАТО и помочь Тбилиси в восстановлении военной инфраструктуры. Естественно, есть у Москвы свои возможности напомнить о важности партнерства с Россией в Афганистане и французам, и итальянцам.

Но и это не все. Не надо забывать и третьего важнейшего игрока, пока вроде бы наблюдающего за схваткой со стороны, - Китая. На самом деле, Пекин ведет (не афишируя) активную политику в Афганистане и, судя по поступающей в течение последних месяцев информации, сдерживает террористические тенденции в контексте Синьцзяня, не забывая оказывать поддержку силам, противостоящим укреплению США как в Афганистане, так и в Пакистане. А значит, можно ожидать, по крайней мере, до наступления зимы и закрытия перевалов, не столько резкого, сколько качественного изменения в политико-военном конфликте в Афганистане. Ну а подчеркивать влияние этого конфликта и расклада сил в нем на всю Центральную Азию, наверное, уже не стоит.

ca-news.org

Предыдущая статьяВ Ашхабаде прошел круглый стол по вопросам международных обязательств в сфере прав человека и гендера
Следующая статьяNBCA: Welcome, туристы-экстремалы. Курортный запад Туркменистана продолжает сидеть без электроэнергии