CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Инвестиции в Таджикистан: «Перспективы великолепны - все ходят босыми»!

27 августа 2008

Инвестиции в Таджикистан: «Перспективы великолепны - все ходят босыми»!

27 августа 2008 11:46, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство

Приток иностранного капитала в Таджикистан - залог устойчивого развития национальной экономики и, как следствие, создание новых рабочих мест, а значит, снижение уровня бедности. Однако наша страна стоит на последнем месте в СНГ по притоку иностранных инвестиций. Объем совокупных внешних вложений в Таджикистан с 1991 по 2007 гг. составил более 900 млн. долларов США. Этого мало. Согласно Национальной стратегии развития, до 2015 года требуется привлечь в экономику 5 млрд. 30 млн. долларов... Почему, несмотря на все наши приглашения, иностранцы не торопятся вкладывать деньги в таджикскую экономику? Рассказывают, что одна обувная европейская фирма послала в развивающуюся страну двух менеджеров - оптимиста и пессимиста. Оптимист, изучив обстановку тут же дал телеграмму: Перспективы великолепны - все ходят босыми!

В Таджикистане сегодня роль такого оптимиста играет всеми уважаемый президент Э.Рахмон. В любой его зарубежной поездке привлечение инвесторов в таджикскую экономику - одна из ключевых тем. Он не устает доказывать на всех международных форумах перспективность вложения денег в нашу страну. Что в Таджикистане, где низкая заработная плата, невысокие цены на сырье, материалы, воду и электроэнергию, иностранные инвесторы могут получать колоссальную прибыль. Что Таджикистан имеет хороший природный потенциал: месторождения золота, серебра, цинка, свинца, редких металлов, полиметаллических руд, урана, драгоценных камней, соли, известняка, энергетического сырья (нефти, природного газа, угля). Что завершение строительства каскада ГЭС, способно обеспечить электроэнергией весь Центральноазиатский регион.

Вспомним, что по окончании гражданской войны по инициативе ООН нашей республике был предоставлен ряд льготных кредитов и грантов. Казалось бы, все условия для будущего процветания налицо. Однако Таджикистан столкнулся с гораздо более сложной задачей, чем достижение политической стабильности. Не располагая собственным опытом распоряжения экономическими ресурсами и богатствами недр, наши чиновники и бизнесмены занялись поиском выгодных иностранных предложений для совместного освоения горнодобывающих месторождений. Это породило иждивенческое отношение, особенно в среднем звене управленческих кадров, региональной элите, которая быстро научилась извлекать выгоду из любого инвестиционного проекта. Коррупция на местах и нежелание среднего чиновника работать с серьезными инвесторами «по международным правилам» погубили не один бизнес-проект сотрудничества. Неэффективная работа с реальными инвесторами при наличии ликвидных и дорогостоящих природных богатств - это парадокс, который дорого обходится современному Таджикистану.

С точки зрения здравого смысла, в нашей стране слишком много проблем, заставляющих иностранных инвесторов с опаской относиться к предлагаемым проектам. Среди них: слаборазвитая инфраструктура, непрозрачное и недружелюбное по отношению к иностранным инвесторам законодательство, жесткая система регулирования бизнеса государственными структурами, низкий доступ предпринимателей к финансам, налоговая администрация, таможенные и торговые правила, лицензирование бизнеса и разрешение на деятельность, коррупция, доступ к земле, телекоммуникации, квалификация и образование служащих, правовая неграмотность и т.д. На первом месте среди имеющихся рисков, безусловно, стоят беззаконие и коррупция. За годы гражданской войны преступный мир нанес огромный урон народному хозяйству. Коррупция в правоохранительных органах, судах, налоговых и таможенных системах стала обыденным явлением. По ее уровню республика занимает пятое место в мире. Даже дружески настроенное российское РАО «ЕЭС» столкнулось с массой бюрократических проволочек и препон, едва не сорвавших график ввода в строй Сангтудинской ГЭС. Слишком много оказалось в среде таджикистанского чиновничества желающих в той или иной мере «поучаствовать» в проекте, подключить к нему контролируемые субподрядные фирмы и т.д. Чиновничий класс республики срывает и строительство Рогунской ГЭС, важнейшего совместного российско-таджикского проекта. Чиновники не страдают от отсутствия электричества в зимний период, как 90 процентов населения республики, у них есть престижная работа и возможности безбедной жизни, а для некоторых из них «жесткая позиция» - это еще и политические дивиденды «защитников национальных интересов». «Новый таджикский» кадровый потенциал погубил не только новейшие экономические проекты, но и имеющиеся предприятия.

С 2000 года и по настоящее время доля убыточных предприятий в промышленности увеличилась с 4 до 28%, на транспорте и в связи с 3 до 24, в строительстве с 4% до 35%. В ведущей отрасли хозяйства страны - в сельском хозяйстве - их количество возросло с 727 до 1255, то есть 43% всех хозяйств этой отрасли - убыточны. Оставшиеся хозяйства трудно назвать благополучными. Из всех направляемых в эту отрасль капитальных вложений осваивается около 7%. Остальное - разворовывается.

Осталось только упомянуть о многочисленных «проверяющих», исповедующих принцип заведомой виновности проверяемого, так что проверка любого бизнеса ведет к наказанию и, как следствие, личному незаконному обогащению сотрудника инспектирующего органа. В итоге каждый желающий ввести свои денежные средства должен сначала преподнести «откаты» власть предержащим, а затем платить регулярную «дань», иначе ему будет отказано, или же будут созданы такие условия, что инвестор сам бросит все и сбежит из Таджикистана. Вся законодательная база построена так, чтобы максимально выжать деньги из инвесторов. Хорошо бы, если бы эти деньги поступали в казну, и поддержали голодающие население. Увы, ими пополняются кошельки отдельных чиновников, ведущих вызывающе роскошный образ жизни на фоне всеобщей нищеты.

Да и таджикские «предприниматели» делают все, чтобы не допустить конкурентов на территорию страны. Так, к примеру, таджикские авиалинии искусственно удерживают монополию, не допуская известные конкурентоспособные авиакомпании на местный рынок, что позволяет держать высокие цены на авиаперевозки, при этом обеспечивая довольно низкий уровень сервиса. Ведущие таджикские специалисты оценивают уровень «теневой» экономики в 70-80%, за счет этого бюджет недополучает 800-900 млн. долларов. Уже не секрет, что иностранные инвесторы, вложившие деньги в Таджикистан, никогда не получат их обратно. По полученным займам за первые 5 лет нового тысячелетия в Республике Таджикистан задолженность возросла с 11 до 862 млн. долларов (в 78 раз!!!), а удельный вес увеличился с 0,6 до 27,1%. Поскольку реальные денежные доходы, составляют в среднем за год на душу населения около 145-150 долларов - то экономически активному населению потребуется 10-15 лет ничего не есть, не пить, чтобы погасить уже имеющиеся долги.

Складывается впечатление, что политика руководства Республики Таджикистан на деле направлена на отпугивание иностранных инвесторов. Личные амбиции и меркантильные интересы «новому таджику» важнее интересов государственных и народных. Скандалы последних лет с разворованными иностранными капиталовложениями лучше любого пугала отпугивают потенциальных инвесторов от «крыши мира». Неудивительно, что по данным международных организаций среди 176 стран мира по уровню инвестиционного риска Таджикистан занимает 171-ое место.

Словом, в отличие от нашего оптимистично настроенного президента страны, любой находящийся в здравом уме менеджер изучив обстановку в стране даст в офис другую телеграмму: перспектив для инвестиций нет - все ходят босыми.

Мирзо Саодатшоев, автор из Табжикистана

iamik.ru

Предыдущая статьяИРАН: НАПРЯЖЕННОСТЬ В АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТЕГЕРАНА
Следующая статьяМахмуд Али Дуррани: Принятие Пакистана в ШОС усилит эту организацию