CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Несовершеннолетние рабы Узбекистана

12 сентября 2008

Несовершеннолетние рабы Узбекистана

11 сентября, 2008, Голос Свободы - Узбекистан

Герман Эффендиев,

Voice of Freedom, Ташкент, Узбекистан

В азиатских семьях детей традиционно приучают к труду, считая, что помощь родителям по дому и в семейном бизнесе способствует укреплению силы, выносливости, воли. Но все чаще помощь семье превращается в обязанность ежедневного заработка, лишающую ребенка здорового образа жизни.

Каждый ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите, в том числе и юридической. В любой цивилизованной стране ребенок - это объект заботы государства и общества, которые должны оградить его от детского труда в его наихудших, опасных для здоровья и жизни формах.

Должны учитываться аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелости детей и то обстоятельство, что несовершеннолетние по недостатку жизненного опыта не всегда полностью осознают последствия своей занятости и непосещения учебных заведений и то, что дети обычно быстрее поддаются негативному влиянию.

Исследования, проведенные в странах СНГ, в том числе и в Узбекистане, говорят о том, что проводившиеся до сих пор мероприятия по выявлению и немедленному искоренению наихудших форм детского труда оказались мало или вообще неэффективными. Ежегодно в Узбекистане по разным причинам из школ, колледжей и вузов происходит большой отсев учащихся (не менее 20 %).

«Давно замечена закономерная связь, - говорит на условиях анонимности один из работников министерства народного образования. - Это учебная несостоятельность, отторжение от школьного коллектива, разлады в семье, создающие условия для возникновения ситуации трафика детей, беспризорности и т.д. Соответственно, наблюдается деградация личности несовершеннолетних, не успевших окрепнуть духовно. Многие подростки не посещают школу, так как вынуждены работать, чтобы выжить».

Сотни детей Узбекистана работают в тяжелых и вредных условиях на сельскохозяйственных работах, что пагубно сказывается на их физическом и нравственном здоровье, искажает психику, лишает детства, и в конечном итоге ставит под угрозу их будущее.

«Детский труд в сельской местности сегодня стал настолько естественным явлением нашей жизни, что, несомненно, должен послужить предметом нового, более детального пересмотра законодательства, регулирующего данные вопросы, а так же, изучения механизмов исполнения этого законодательства», - говорит независимый правозащитник Шухрат Эргашев.

«Вот сейчас, началась очередная хлопковая компания и областных школьников вновь погнали на поля. Учеба приостановлена, ведь местным царькам нужна бесплатная рабсила на благо Родины. Городских не трогают - их родители могут поднять скандал, так как более подкованы в правовом плане», - отмечает он.

«В Узбекистане не только на уборке хлопка, - продолжает Ш.Эргашев, - но и в других производственных сферах и сферах услуг детский труд ценится дешево и поэтому не оценим с точки зрения прибыли. На теневом рынке труда дети занимают устойчивую и весьма обширную нишу, как в городе, так и в сельской местности. В городах довольно распространены такие работы, как мойщики машин, официанты в барах, кафе, ресторанах, уборщики жилых и служебных помещений, продавцы».

Правозащитник указывает, что число постоянных рабочих мест в сельской местности ограничено и в неформальном секторе, «поэтому дети становятся мардикорами - временными наемными работниками на время посевных работ, прополке и сборе урожая хлопка». «Среди работ, которые они выполняют в несельскохозяйственном секторе, все виды ремонтно-строительных работ, изготовление стройматериалов, продажа с лотков, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на рынках. Это стало трудовой нормой нашей республики», - утверждает правозащитник.

Перечисленные виды работ не отвечают законодательным нормам и наносят ощутимый вред здоровью и развитию. Дети-мардикоры работают в неприемлемых условиях, выполняя тяжелую и вредную работу в течение ненормированного рабочего дня, без выходных и отпусков. Они не имеют доступа к системе социального страхования, на них не распространяются нормы по охране труда.

Все это подвергает опасности их жизнь, вредит здоровью, что абсолютно не волнует взрослых работодателей, которых становится все больше. Почему бы и нет, если это легкий и дешевый способ решить свои проблемы.

Добиться искоренения этого зла может только государство, предоставив детям возможность обучаться или обеспечив их занятость на легких видах работ. С одной стороны работники, не достигшие восемнадцати лет должны в полной мере, без какой бы то ни было дискриминации обладать теми правами, которыми обладают взрослые. Но, с другой стороны, необходимость специальной охраны и защиты несовершеннолетних объективно требует предоставления им целого ряда дополнительных прав и гарантий.

Трудовое законодательство Республики Узбекистан устанавливает минимальный возраст - 16 лет - по достижении которого разрешается допускать подростков к любой работе. Это связано с завершением периода общеобязательного образования и тем, что в подростковом возрасте особенно интенсивно происходит процесс формирования организма человека.

Но в то же время, в исключительных случаях лица, достигшие пятнадцати лет, могут приниматься на работу с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица. Учащиеся, по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица для подготовки их к труду могут приниматься на работу для выполнения легкого труда.

Однако найти в трудовом законодательстве определение «легкого» или «тяжелого» труда невозможно. В Трудовом кодексе лишь указывается, что труд учащихся должен проходить в свободное от учебы время, не должен причинять вреда их здоровью и развитию, а также нарушать процесса обучения. Все это как раз о нынешних, равно, как и предыдущих хлопковых сборах. И не только.

Можно пройтись по улицам Ташкента, заглянуть на рынки или задворки третьесортных общепитов и увидеть 11-13-тилетних, занятых в учебное время за гроши, а то и вовсе бесплатно (у родных) самым черным трудом. И посетители и сами дети относятся к этому, как к нормальной ситуации. Кстати, сюда регулярно заглядывают отовариться или перекусить работники правоохранительных органов и тоже ничего не замечают.

Как правило, в реальной жизни, протекающей вне законодательных норм, никто из работающих подростков и малышей (а такие тоже есть, в возрасте от 7 до 11 лет) понятия не имеют о каком-то «отпуске» вообще. У них ненормированный рабочий день и полный рабочий год. Порой без выходных.

При поступлении на работу все несовершеннолетние должны пройти обязательное медицинское освидетельствование. Далее они подвергаются периодическим медицинским осмотрам. Это делается в целях определения для подростка места работы, соответствующего состоянию его здоровья. И если будут установлены противопоказания определенных условий, администрация не вправе использовать подростка на производстве или по профессии из указанной категории.

Реально никакое официальное медицинское освидетельствование никто из малолетних работников не проходит, ибо ни одна трудовая категория в Узбекистане, предлагаемая для их трудоустройства, не соответствует нормам детского труда. Наилегчайшим из всех этих видов деятельности является мытье машин на автотрассах, что также чревато массой болезней.

Тяжелыми и вредными для здоровья подростков признаны такие условия работы как значительное физическое напряжение (ремонтно-монтажные работы и т.п.); ненормальное положение туловища (на сельхозработах); неблагоприятные метеорологические условия (горячие цеха и т.п.); работа на подземных объектах; возможность воздействия на организм ядов (ртуть, опыление полей и т.п.), большой концентрации пыли, рентгеновских лучей и других вредных излучений, электромагнитных полей и т.п.

Перечнем также запрещен труд несовершеннолетних, связанный со значительным нервно-психическим напряжением, повышенной опасностью травматизма, особой ответственностью. И все эти опасности входят в перечень услуг, оказываемых сегодня подростками во всех сферах деятельности. Итого в реальности в настоящее время:

прием на работу подростков в Узбекистане производится без оформления трудовых договоров;

на работу принимаются лица, не достигшие 14-ти лет;

при приеме на работу работодатели не требуют медицинские справки о пригодности к данному виду труда; также не проводятся обязательные медицинские освидетельствования до достижения 18 лет;

прием на работу 14-15 летних работников производится без письменного разрешения родителей;

не соблюдаются правила сокращения рабочей недели;

режим рабочего времени не обеспечивает возможности для получения обязательного образования;

несовершеннолетние принимаются на работу с вредными тяжелыми условиями труда;

несовершеннолетние работают на сверхурочных и ночных работах, а также в выходные дни;

не предоставляются или не оплачиваются ученические отпуска, а также дополнительные свободные от работы дни для подготовки к выпускным или переводным экзаменам;

увольнение осуществляется без согласования с профсоюзом и местными органами по труду;

не предоставляются оплачиваемые трудовые отпуска;

не производится социальное страхование.

«Гармоничное развитие ребенка, - говорит эксперт Центра правовых проблем Эльмира Шагабутдинова, - это совокупность мер воспитания, обучения, физической активности, а также благоприятное социальное окружение. Защита нравственного и физического развития личности детей обязано обеспечивать государство путем закрепления соответствующих норм и в Уголовном кодексе и сверхответственного контроля за их исполнением».

В реальности, далекой от идеалов, государство не обеспечивает не просто сверхответственного, но и просто контроля за проблемой детского труда.

vof.kg

Предыдущая статьяДвижение «Единый Кыргызстан» проведет форум по экономической ситуации в стране
Следующая статьяСовет мудрецов МИД КР обсудил сложившуюся водно-энергетическую ситуацию в Центральной Азии