Турист пока не едет
25.09.2008, ? 18 (86) Сентябрь 2008, Интернет-журнал "Оазис"
Саила Шарипова (Москва)
Перед тем как решиться посетить родину я обследовала цены авиабилетов из Москвы в Ташкент и обратно. Цены, мягко говоря ошеломили - от 20 000 до 50 000 ($785-$1960)с учетом конечно авиакомпании и рейса. Самый дешевый авиабилет «Узбекистон хаво йуллари» обошелся в 17000 рублей ($666,6) в обе стороны. Эта цена, которую не каждый россиянин может себе позволить - дешевле побывать в Турции, например.
Компания «Узбекистон хаво йуллари»(Узбекские авиалинии) - единственная национальная авиакомпания в стране. Она является монополистом на узбекском рынке авиаперевозок, так как частных компаний в этой сфере услуг в Узбекистане нет. Она, к тому же является одним из субъектов «естественной монополии», что в развитых странах является естественным явлением. Но в тех же странах нет монополии в авиаперевозках. Там наряду с государственной авиакомпанией функционируют и частные компании, что позволяет эффективно регулировать ценообразование. С точки зрения сложившихся экономических условий в Узбекистане, а именно, государственной монополизации большинства сфер экономики, компания просто не может иметь конкурента. Кто же устанавливает и регулирует цены на билеты? Как правило, Минфин устанавливает цены, Кабмин регулирует, а Государственный Комитет по демонополизации контролирует исполнение порядка ценообразования и применения тарифов. Но на деле компания сама регулирует цены и еще ведет хозяйственную деятельность в сфере услуг аэропортов. К тому же, Госкомдемонополизации считает, что доступ к полной и достоверной информации компании может отсутствовать, что не позволяет вводить ограничительные меры в отношении монополиста. Сфера естественных монополий» требует реформирования, как и все остальное в Узбекистане. По словам эксперта Госкомдемонополизации Узбекистана, требуется разграничить функции компании на монопольные и немонопольные. Требуется введение «потолка» в ценообразовании с учетом платежеспособности граждан, децентрализации расчетов, что создаст стимул снижать себестоимость, что в свою очередь, не преминёт отразиться на билетах. Но при отсутствии конкуренции эти меры будут неэффективны.
Прибыв в Ташкент, и пройдя все посты, мы наконец вышли в город и объятые жарой пошли искать такси.
- Сколько? - поинтересовалась я.
- 4 000 сумов ($3).
Если сказать, что я испытала шок, это ничего не сказать! Я вспомнила что в недавнем прошлом за 4 000 сумов можно было доехать, например, до Коканда (если платили четверо пассажиров в одном легковом автомобиле). А теперь лишь за 5 автобусных остановок! Да: Растет благосостояние народа!
Но чем дальше мы отходили от аэропорта, тем дешевле были цены. Наконец мы остановились на 2 000 ($1,5), что, как оказалось, была хорошая цена! Год назад я за 1000 доезжала в другой конец города.
Но было глупым думать, что цены повысились только на такси. Поход на базар не прибавил оптимизма. Тем, кто не был в Ташкенте весь 2007 год, 2008 год подарит всякие сюрпризы в виде цен на хлеб от 200 до 500 сумов и выше, и проезда в транспорте в 300 сум.
Справка: Курс доллара в Узбекистане - 1340 сум (на август 2008), проделав нехитрый подсчет выводим что хлеб стоит 14 центов. Цифра вроде бы небольшая, но с учетом того, что согласно указу президента Узбекистана о повышении заработных плат и пенсий, минимальная заработная плата на 1 сентября 2008 года (а в августе она была и того меньше) составит 25040 сум ($18,6), пенсий - 49600 сум ($37), а пособия престарелым и нетрудоспособным - 30040 сум ($22)в месяц, буханка хлеба составит почти 1% от минимальной месячной зарплаты (если не брать стоимость базарной лепешки в 500 сум). Для более простого понимания можно сказать, что семья живущая, предположим на 1 минимальную зарплату сможет тратить 834 сум в день. Это значит, что на эти деньги можно одному человеку 2 раза проехать на транспорте и купить 1 буханку хлеба. Причем остальные продукты уже стоят дороже: масло сливочное - 5600 сум ($4), растительное масло - 4500 сумов ($3,3), мука - 1600 сумов($1,1), сахар - 1150 сумов (80 центов), молоко - 800 (60 центов).
Этим летом инфляция уверенным шагом прошла по всем странам мира. Её причины были связаны и с изменением климата, неурожаем, недобором сельхозпродукции и, следовательно, ее дефицитом, подорожанием топлива. Эти явления поспешили отразиться и на Узбекистане. По данным международных организаций, уровень инфляции в 2008 г. в Узбекистане уже составил - 16% (причем это самая безобидная цифра, по данным МВФ - эта цифра составляет 35-40%)
По подсчетам того же МВФ уровень производства - составляет 8%., т.е темпы экономического роста намного ниже уровня инфляции. По рекомендациям Международного валютного фонда для ограничения инфляции нужно провести либерализацию внешней торговли, развитие частного сектора и сферы финансов. Понятно, что этого никогда не произойдет без ущерба для госструктур, потому что после того как не будет барьеров для импорта, обилие товаров приведет к обвалу сума, росту цен и выходу всей ситуации из под контроля. Выходит, что объявленные реформы невыгодны самому правительству.
Но народ, как всегда, приветлив и гостеприимен. Самарканд нас встретил жарой, лепешками и неплохой гостиницей, правда, среднестатистический узбекистанец вряд ли себе это позволил бы, да и незачем: наш человек привык останавливаться у родственников. Россиянину же пришлось заплатить примерно $30 за двуспальный номер со всеми относительными удобствами, что вполне приемлемо для человека со средней российской зарплатой.
С учетом того, что в развивающихся странах туризм занимает большую часть ВВП, а в Узбекистане удельный вес сферы услуг в ВВП занимает 43%, а частного сектора 46%, то туризм, в качестве сферы услуг, является одним из столпов экономики Узбекистана. Но этот сектор тоже ощущает на себе губительное воздействие неэффективного руководства. По некоторым данным с 2000 года наблюдается спад туризма. Если по статистике таможенных служб, в прошлом году с туристскими целями в Узбекистан прибыло 3,8 тыс. человек, то Национальная компания «Узбектуризм» дает цифру в 241,9 тыс. иностранцев, обслуженных системой. То есть, точно никто не скажет. Прежде всего, это связано с положением частного сектора. Государственные гостиницы не отвечают требованиям туристов, либо по причине высоких цен - в $100-$120 за ночь, либо недостаточного уровня услуг. Основной упор делается на сеть частных гостиниц в таких городах, как Самарканд, Бухара, Хива. Очевидно, что открыть частную гостиницу непросто. И вообще, к частному сектору в Узбекистане отношение особенное, по мнению самих предпринимателей, на них смотрят, «как на дойных коров».
Падение притока туристов связано, еще и со сложным визовым оформлением, что занимает много времени, да и виза недёшева - от 90 евро и больше для стран Западной Европы. Порядок регистрации иностранных граждан так же не способствует их наплыву.
По данным Центра экономических исследований, в докладе «Развитие и повышение конкурентоспособности индустрии туризма Узбекистана», названы и другие причины - неразвитость рынка пассажирских авиаперевозок и связанная с этим высокая стоимость услуг по авиаперевозкам, а также неопределенность в их получении. «Их решение могло бы на треть увеличить число иностранных посетителей Узбекистана», - говорится в докладе. К тому же высокие налоги, проверки только мешают развитию бизнеса.